«Самое главное в нашей профессии — это зритель»: Дмитрий Чеботарев об ИИ, состоянии индустрии и цыганской крови

В карьере Дмитрия Чеботарева, как в зеркале, отражается история российского кино. За 10 лет и сам актер, и индустрия, в которой он работает, пережили настоящий расцвет. Еще одно доказательство — его новая работа в проекте «Улица Шекспира» (доступен в онлайн-кинотеатре Okko). Мы встретились с Дмитрием и обсудили тренды, которые задают дальнейшее развитие главного из искусств.
Антон Иванов
Антон Иванов
Рубашка, UNITED COLORS OF BENETTON; джинсы, браслет и кольца, MAAG; кеды, GEOX
Рубашка, UNITED COLORS OF BENETTON; джинсы, браслет и кольца, MAAG; кеды, GEOX
Валентин Блох
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Давай начнем с отправной точки. Переломный в момент в твоей карьере случился в 2010-е, как раз на фоне появления киноплатформ и бума сериалов. Как это происходило изнутри индустрии?

В кино все определяет зритель. Создателям платформ нужно постоянно привлекать и удерживать зрительское внимание. Не просто заинтересовать его одним фильмом, на который он придет в кинотеатр один раз, а сделать так, чтобы непрерывно появлялись сериалы, которые будет не хотеться выключать. Чтобы не было такого, что человек посмотрел что-то, что его зацепило, а потом отменил подписку. Нужны премьеры, которые будут обсуждать, ждать, советовать друг другу. Это взаимосвязанные вещи, поэтому появился контент, появились сценаристы, новые лица, новые имена в режиссуре, в сериальную индустрию и на платформы пришли деньги. Сейчас грань в производстве полнометражного кино и сериала очень зыбкая, практически незаметная. Если раньше за два дня могли снять целую серию в 40 минут, то сейчас выработка приближается к киношной и составляет 7–8 минут в день.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Казалось, что уход иностранных партнеров может остановить этот прогресс, но вышло иначе.

Много сериалов до введения санкций должны были сниматься в копродукции, но западные партнеры ушли, и их сделали своими силами. Оказалось, что мы от этого в плане качества ничего не потеряли. Сейчас индустрия развивается очень мощно. Даже не семимильными шагами, а какими-то еще большими, я просто не могу найти определение этому росту. Причем я говорю и про качество сценариев, и про актерские и режиссерские работы, и про компьютерную графику. Например, когда я смотрю, как нарисован Лев в «Волшебнике Изумрудного города», у меня не возникает ни малейшего сомнения, что он настоящий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Рубашка и кольцо, MAAG; майка, CALZEDONIA; джинсы, BOGGI MILANO; ремень, WINDSOR.; кеды, GEOX
Рубашка и кольцо, MAAG; майка, CALZEDONIA; джинсы, BOGGI MILANO; ремень, WINDSOR.; кеды, GEOX
Валентин Блох
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Тут, конечно, хочется задать извечный вопрос о том, не заменят ли эти новые технологии живых людей на всех позициях в кино?

Думаю, они так и останутся неким аттракционом, потому что уникальность любого акта творчества — в ошибке. Ошибка как неожиданность, когда происходит что-то незапланированное, даже странное, но гениальное. Пропуская что-то через искусственный интеллект, мы получаем оптимальное логичное решение. В нем не будет импровизации, не будет самости, сущности и, в итоге, настоящей жизни. Я верю, что наше творчество спасется ошибкой.

Тебе сложно играть без живых партнеров? В том самом аттракционе, где потом другие персонажи будут дорисованы.


У меня было несколько смен на «Волшебнике Изумрудного города», когда я по 12 часов проводил внутри синего куба, разговаривая с теннисными мячиками, подвешенными на тех местах, где потом дорисовывали других героев, а мне откуда-то сверху давали команды, словно сам Господь Бог их говорил. Это тяжело эмоционально. Но было и наоборот, когда на проекте «Небесная тропа» мы почти весь фильм снимали на высоте 4500 метров на Эльбрусе, а одну сцену вообще на высоте 5100 метров — выше никто в мире не снимал, это рекорд. Даже в фильме «Эверест» съемки шли на отметке 4877 метров. Там кажется, что ты просто сдохнешь сейчас. Там и панические атаки, и обмороки, и кровотечение из носа, а потом кадр смотришь, и у тебя такое ощущение, что все это нарисовано, потому что ты не можешь поверить, что такая красота реальна. Это наше искаженное, испорченное восприятие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поло BOGGI MILANO; брюки и кольцо, MAAG
Поло BOGGI MILANO; брюки и кольцо, MAAG
Валентин Блох
А на «Челюскине», кстати, как было?


Там был огромный блок, который снимался на фоне LED-экранов, воссоздававших лагерь челюскинцев, и меня поразило, насколько каждый человек был на них проработан. Ты смотришь, и там на этом общем плане из палатки кто-то выходит, набирает дров, останавливается, с кем-то разговаривает, оставляет дрова, возвращается, делает зарядку. Я порой прямо залипал. Ребята, которые занимались этим, сделали очень крутую работу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ты в прошлом интервью Men Today рассказывал, как обучался у актерского коуча Иваны Чаббак, которая работает со звездами Голливуда. Но ты же на тот момент еще работал в театре и не то чтобы получал миллионы. Как ты попал к ней?


Это получилось абсолютно случайно. Мой друг, артист, продюсер, режиссер Володя Моташнев, сказал мне, что она хочет открывать в России свою школу, а тогда как раз вышла ее книга, и она активно обсуждалась в актерской среде. Для школы у нее не было преподавателей, и можно было обучиться бесплатно в Америке при условии, что ты потом отработаешь здесь пятилетний контракт. Я прошел конкурс, взял кредит и полетел учиться, абсолютно не понимая про себя ничего, находясь в полном упадке в плане кино. Меня никто не снимал, были постоянные эмоциональные качели. Очень сложный период в жизни. Ивана помогла мне понять самого себя, показала, что нужно менять, как нужно потихонечку входить в индустрию, чего бояться, чего не бояться. Кредит этот я потом долго-долго выплачивал, но эта учеба мне очень помогла. Оттуда же я вернулся со своей нынешней женой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Костюм STRELLSON; сорочка, BOGGI MILANO; ремень, WINDSOR.; кольца, MAAG
Костюм STRELLSON; сорочка, BOGGI MILANO; ремень, WINDSOR.; кольца, MAAG
Валентин Блох
То есть та поездка полностью изменила твою жизнь. Но неужели в театральном институте Щукина тебе обучения не хватило?


В защиту театральных вузов я могу просто перечислить, кто еще учился со мной на курсе. Это Ира Горбачева, Ваня Добронравов, Юля Снигирь. Наш мастер Родион Юрьевич Овчинников всегда говорил, что готовит из нас актерский спецназ — мы должны уметь в этой профессии все. Я могу за это только благодарить, поэтому я всегда буду ратовать за высшее образование актеров. Система Чаббак — не панацея, и в Америке она так популярна еще и потому, что у них нет такой сильной театральной школы. Но мне она подошла и до сих пор двигает меня вперед. Я вообще считаю, что актер, как спортсмен, чтобы быть в форме, должен постоянно тренироваться. В этом плане актерский коуч, как тренер, помогает эту форму улучшать. Я вернулся в Россию в 2015 году и уже в 2016-м начал сниматься.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
А через несколько лет вышел «Майор Гром», и ты проснулся знаменитым, когда на вашу с Сергеем Горошко автограф-сессию пришло 16 000 человек.


Я очень благодарен всем создателям «Майора Грома» за то, что они дали мне возможность быть частью этой большой вселенной. Надеюсь, что она будет развиваться и множиться. Конечно, это принесло огромную волну зрительского внимания, зрительской любви, порой даже авансом, когда люди еще не видели фильм, а уже благодарили и радовались, что мы исполняем роли их любимых персонажей. Но вместе с этим пришла и огромная ответственность. Ты понимаешь, что теперь за каждым твоим шагом пристально наблюдают. Слушают тебя. Ты должен отвечать за все, что делаешь, потому что на тебя смотрят люди. Самое главное в нашей профессии — это зритель. Не стоит забывать, что ни ты, ни твои амбиции, ни твое тщеславие, ни твои нерешенные детские проблемы, ни то, что ты хочешь в жизни, не сравнится по значимости с этим. Ты все делаешь для зрителя, который отвечает тебе вниманием. Это самое важное. Вот об этом я начал все больше и больше думать с приходом «Майора Грома».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Поло BOGGI MILANO; брюки и кольцо, MAAG; лоферы, PANTANETTI, NO ONE; часы — собственность героя
Поло BOGGI MILANO; брюки и кольцо, MAAG; лоферы, PANTANETTI, NO ONE; часы — собственность героя
Валентин Блох
При этом ты ведешь довольно большой телеграм-канал, у тебя там больше 40 тысяч подписчиков. Как ты выбираешь контент для него?


Это просто такое «добро пожаловать в мою жизнь». Там и работа, и повседневные какие-то вещи, там моя жена, мои дети. Там все, что мне интересно, потому что мне кажется, если ты делишься тем, что тебе по-настоящему интересно, то это кому-то тоже будет интересно. Самое ужасное, когда ты пытаешься заставить людей смотреть на то, что тебе самому не очень нравится. Я за все свои проекты отвечаю. За все, что я делаю, я отвечаю. Если я куда-то прихожу, значит я буду это делать максимально честно и на максимально возможном для меня сейчас уровне. Никто не может прыгнуть выше головы, ты можешь развиваться и каждый раз делать что-то лучше. Но ты должен, это я себе говорю: «Дима, ты должен каждый раз максимально вкладываться, потому что на тебя смотрят зрители, они за тобой следуют, и ты не можешь их подвести».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Расскажи про свой новый проект, про «Улицу Шекспира», как ты его выбрал и что он тебе дал?


Наверное, нужно вначале объяснить название. В Екатеринбурге есть улица Шекспира, на которой живут цыгане. Это прямо цыганский квартал. Действие нашего фильма происходит в другом месте — мы снимали в Кавказских Минеральных Водах, — но мы эту улицу туда перенесли. Мой персонаж — Михаил, или по-цыгански Михай, — уехал оттуда в Москву, где стал известным адвокатом, но он вынужден вернуться в табор. Прилетает весточка из прошлой жизни, когда он уже находится на пике своей карьеры, — ему предложили стать партнером в очень классной компании его будущего тестя. Он возвращается в то место, которое когда-то называлось его домом, думая, что едет на несколько дней, а дальше закручиваются события, и возникает этот вечный человеческий поиск. Где твой настоящий дом? Где тебе лучше? Где ты настоящий? Все эти вопросы, мне кажется, для нашей огромной страны очень актуальны, потому что у каждого второго здесь есть своя малая родина. Что будет, если тебя взять и отправить туда, откуда ты родом? Не забыл ли ты свой путь? Не забыл ли ты свои корни? Не забыл ли ты, откуда начинал и кем ты на самом деле был? Мой отец — цыганских кровей, и для меня этот проект уже поэтому важен. Вот что ты знаешь про цыган?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Первое, что приходит в голову, — это таборы, кибитки, цыганские бароны...


Вот в первой же фразе ошибка. Не барон, а баро. Барон — это наша уже транскрипция. Все цыганские образы для нас — это какое-то клише. «Улица Шекспира» — это очень интересное путешествие в чужую, вроде как совсем близкую нацию, но на самом деле абсолютно неизвестную. Цыгане есть по всему миру, но там много каст, и, например, если кто-то из кэлдэраров хочет соединить свою жизнь с родом русских баро, это практически невозможно. Существует легенда, объясняющая почему цыганам можно воровать. Знаешь ее?

Рубашка и кольцо, MAAG; майка CALZEDONIA; джинсы, BOGGI MILANO; ремень WINDSOR.; кеды, GEOX; браслеты, ELEMENT47
Рубашка и кольцо, MAAG; майка CALZEDONIA; джинсы, BOGGI MILANO; ремень WINDSOR.; кеды, GEOX; браслеты, ELEMENT47
Валентин Блох
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Нет, но хотелось бы.


По легенде, когда Христа вели на распятие, цыгане украли один гвоздь. Украли, чтобы он меньше мучился, поэтому Господь Бог разрешил им воровать. У нас было очень много консультантов, и мы постарались показать, наверное, впервые в российском кино, настоящий мир цыган.

То есть для тебя это не просто роль, а знакомство с миром твоих предков. Такое возвращение к корням, о которых ты говорил?


У меня это вообще какое-то колесо сансары. Я вспоминаю, когда я учился в первом институте в Хабаровске на режиссуре, там на занятиях по художественному чтению я читал отрывок из книги Николая Сличенко «Родился я в таборе», в котором рассказывалось, как цыган привезли в ГИТИС и решили там обучать, чтобы сохранить их культуру, а они пренебрегали стульями, садились на пол и так далее. Потом я сам приезжаю в Москву, поступаю в Театральный институт имени Бориса Щукина, а там цыганский курс, художественный руководитель которого тот самый Николай Сличенко. Проходит много-много лет. Приходит этот проект, и там мою бабушку играет Нина Муштакова — мама цыганки Наны Муштаковой, которая училась со мной вместе. Все это не случайно. Это вера в судьбу, или, как говорят, цыганская удача.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Давай вернемся к кино вообще. Если говорить о разных культурах и философиях, то раньше, когда сериалы смотрели только по телевизору, можно было легко отличить продукты разных каналов. У платформ есть такая своя ДНК, отличающая одну от другой?


Точно есть, и своя философия развития — куда они идут, о чем они хотят разговаривать, какие темы поднимать. Я почти всегда могу отличить сериал одной платформы от сериала другой. Это все огромная и неотъемлемая часть процесса развития кино, о которым мы говорили в начале и который у нас так стремительно происходит. И я уверен, дальше будет только лучше и интереснее.

Фотограф: Валентин Блох; продюсер: Ольга Сабельникова; стилист: Владимир Макаров; визажист: Ольга Попова; ассистент фотографа: Алексей Громов; сет-дизайн: Полина Ярошенко, Полина Сафошкина, Иван Колесов.