Жизненный путь Кристофера Нолана — режиссера «Оппенгеймера» и одного из самых неординарных постановщиков в истории кино

Кристофер Нолан — автор по-настоящему культовых фильмов: «Темный рыцарь», «Начало», «Бессонница» и многих других. Как режиссер пришел к своему фирменному стилю и почему его называют гением? Пытаемся разобраться в феномене знаменитого постановщика.
Жизненный путь Кристофера Нолана — режиссера «Оппенгеймера» и одного из самых неординарных постановщиков в истории кино
Getty Images
Содержание статьи

Ранняя жизнь и любовь к кино

Кристофер Джонатан Джеймс Нолан родился 30 июля 1970 года в Вестминстере, Лондон. Его отец, британец Брендан Джеймс работал рекламным директором, а мать, американка Кристина – стюардессой и учителем английского языка. У Криса есть старший брат Мэтью Фрэнсис и младший Джонатан, который также является режиссером и сосценаристом некоторых проектов Криса (например, «Темный рыцарь» и «Интерстеллар»). Большую часть времени семья проводила в Англии, но на лето уезжала в Эванстон, штат Иллинойс – на родину Кристины. У Кристофера есть как британское гражданство, так и американское.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С самого детства Нолан испытывал интерес к научно-фантастическим фильмам. Он неоднократно пересматривал шедевры космофантастики «2001 год: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика и «Звездные войны» Джорджа Лукаса, что вдохновило его снимать короткие фильмы на отцовскую камеру Super 8. Одним из таких была кукольная анимация с эффектом остановки движения под названием Space Wars. Дядя Криса работал в NASA и присылал племяннику видеозаписи старта ракет. Кристофер позже признавался, что просто снимал их с экрана и редактировал, чтобы вставить в свой фильм, надеясь, что никто не заметит. С тех пор парень мечтал стать режиссером.

Кристофер Нолан в молодости
Кристофер Нолан в молодости
Из личного архива Кристофера Нолана
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В подростковом возрасте Нолан познакомился с братьями Адрианом и Роко Белич, с которыми стал снимать короткометражные фильмы. Например, сюрреалистическую картину «Тарантелла», которая была показана на независимом фестивале Image Union. Примерно тогда начинающий режиссер поступил в Университетский колледж Лондона изучать английскую литературу. Он решил не получать классическое кинообразование, чтобы открыть в себе оригинальный взгляд на интересующие его вещи. А также этот колледж позволял свободно использовать свое кинооборудование – монтажные наборы и 16-миллиметровые камеры.

Нажми и смотри

Во время учебы Крис познакомился со своей будущей женой Эммой Томас, с которой до сих пор находится в браке. Вместе с ней парень показывал фильмы студентам в кинозале колледжа, продавая билеты, а вырученные деньги использовал для съемок коротких метров во время каникул. С тех пор Эмма выступает одним из продюсеров всех фильмов режиссера. В 1996 году фильм Нолана «Воровство» был показан на Кембриджском кинофестивале, после чего он снял еще одну короткометражку «Жук-скакун» о мужчине, который гоняется за насекомым с ботинком, но позже узнает, что за ним тоже идет охота. После этого режиссер стал открывать для себя путь в полнометражном кино.

Начало карьеры и прорыв

В конце 90-х Нолан пытался добиться от киностудий финансирования для его идей, но получил несколько отказов. Позже в интервью он рассказывал, что в киноиндустрия в Англии – это очень клубное место, от которого тяжело добиться поддержки новичкам. После этого они вместе с Эммой и их другом Теобальдом решили самостоятельно снять фильм с бюджетом в 3000 фунтов-стерлингов. Съемки проходили по выходным в течение года, а актерами были в основном друзья авторов. Премьера полнометражного дебюта Нолана «Преследование» состоялась в 1999 году на фестивале в Динарде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Преследование» (1999)
«Преследование» (1999)
IMDB

Это история молодого писателя, который знакомится с квартирным вором, чтобы набраться опыта для своего первого романа, но втягивается в преступный мир. Фильм получил несколько наград на Европейских кинофестивалях и восторженные отзывы критиков. Его сравнивали с классикой Хичкока и восхищались операторской работой (оператором был сам Кристофер) и нелинейным повествованием.​​​​​​​

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Мементо» (2000)
«Мементо» (2000)
IMDB

Успех дебюта позволил режиссеру снять свой следующий фильм «Мементо» под финансированием американской студии Newmarket Films с бюджетом в 4,5 миллиона долларов. Идею для этого фильма предложил Джонатан Нолан, а Крис превратил ее в сценарий. Фильм рассказывал о мужчине, который страдает редкой формой амнезии – он помнит большую часть своей жизни, но забывает последние события каждые 15 минут. Оставляя для себя записки и татуировки на теле, он разыскивает убийцу своей жены. Повествование в фильме велось в обратной последовательности, что добавляло фильму сложности и оригинальности. Премьера состоялась на Венецианском кинофестивале в 2000 году, а главные роли исполнили Гай Пирс («Секреты Лос-Анджелеса») и звезда «Матрицы» Кэрри-Энн Мосс. Критики называли «Мементо» одним из лучших фильмов года, отмечая, что он умный и смешной одновременно. Картина собрала в прокате 40 миллионов долларов, а сам Кристофер получил свою первую номинацию на «Оскар» за лучший сценарий. Это было прорывом в карьере Нолана.​​​​​​​

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Бессонница» (2002)
«Бессонница» (2002)
IMDB

Впечатлившись последней работой Кристофера известный режиссер Стивен Содерберг предложил его кандидатуру студии Warner Bros. для съемок их нового проекта «Бессонница» с Аль Пачино и Робином Уильямсом в главных ролях. Изначально продюсеры хотели более известного режиссера, но все же утвердили Нолана. Фильм был ремейком одноименного норвежского триллера и рассказывал о двух детективах, которые приезжают на Аляску расследовать убийство подростка. Критики писали, что режиссеру удалось снять не просто бледный ремейк, а переосмыслить материал и сообщить свежие идеи о вечных понятиях морали и вины. Эта работа Кристофера Нолана вкупе с предыдущими принесла ему известность и статус «автора», который наполняет каждый свой проект собственным стилем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бэтмен и мировая слава

IMDb
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2003 году Нолан отклонил предложение снять исторический эпос «Троя» и обратился к Warner Bros. с идеей снять новый фильм о Бэтмене, но с уклоном в историю происхождения персонажа. Во время съемок режиссер старался по минимуму использовать компьютерные спецэффекты, сосредоточившись на традиционных трюках в боевых сценах. На главную роль был утвержден Кристиан Бэйл. Фильм вышел в 2005 году, получил название «Бэтмен: Начало» и был тепло принят публикой, собрав в прокате более 350 миллионов долларов. Пресса хвалила картину за психологическую глубину персонажей и соответствие современным тенденциям, что выгодно отличало ее от супергеройских блокбастеров предыдущих лет. Критики писали, что Кристофер Нолан прошел путь от инди-режиссера до автора больших фильмов с творческим контролем над продюсерами.​​​​​​​

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Бэтмен: Начало» (2005)
«Бэтмен: Начало» (2005)
IMDB

Через год Кристофер выпустил свой следующий фильм – триллер о двух соперничающих фокусниках «Престиж». Фильм получил признание критиков, которые называли его таинственным и практически сатанинским, а также две номинации на «Оскар» и, несмотря на отрицательные прогнозы аналитиков, хорошие сборы в прокате (109 миллионов долларов при бюджете в 40).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Престиж» (2006)
«Престиж» (2006)
IMDB
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2008 году в прокат вышел «Темный рыцарь», продолжение фильма «Бэтмен: Начало». Изначально Нолан не хотел браться за сиквел, но все же согласился после неоднократных предложений студии. Режиссер решил добавить в картину больше нуара, показать динамику города и рассказать большую криминальную историю. Это был грандиозный успех. Фильм покорил и массовую публику, собрав в прокате более миллиарда долларов, и критиков, которые писали, что он вышел за рамки вселенной комиксов и стал захватывающей трагедией. Многие считают «Темного рыцаря» лучшим фильмом о супергероях, когда-либо снятым. Картина получила две премии «Оскар» – за лучший монтаж звука и лучшую мужскую роль второго плана (посмертно для Хита Леджера за роль Джокера), но не был даже номинирован в категории «Лучший фильм», что вызвало порицание киноакадемии со стороны СМИ. С тех пор количество претендентов в этой номинации было расширено с пяти до десяти, что называют «Правилом Темного рыцаря».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Темный рыцарь» (2008)
«Темный рыцарь» (2008)
IMDB

После этого Нолан подписал контракт на производство очередного совместного фильма со студией Warner Bros., чтобы реализовать свою девятилетнюю идею. Он рассказывал в интервью, что давно хотел снять «научно-фантастический боевик, действие которого происходит внутри человеческого разума». Это была история о ворах, похищающих секреты людей из их снов. Проект получил название «Начало» и вышел в 2010 году, собрав более 800 миллионов долларов. У фильма был очень широкий звездный состав во главе с Леонардо Ди Каприо. Пресса восторгалась фильмом и писала, что искусство и блокбастеры все-таки могут быть одним целым. Кристофер получил за него две номинации на «Оскар», как сценарист и продюсер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Начало» (2010)
«Начало» (2010)
IMDB

Следом за этим режиссер завершил свою трилогию о Бэтмене фильмом «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012), от чего тоже некоторое время отказывался. Критики сочли фильм мощным и убедительным финалом грандиозной истории. Трилогия о Бэтмене внесла в супергеройский жанр новые ориентиры и тенденции – мрачную атмосферу, сложноустроенный сюжет и психологическое погружение в характеры персонажей. А сам Нолан после этого продюсировал картину Зака Снайдера «Человек из стали» о Супермене и последующие ее продолжения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
IMDB

Продолжение режиссерского успеха и эксперименты

Следующим фильмом режиссера стала научно-фантастическая драма «Интерстеллар» (2014) об астронавтах, путешествующих через межзвездную червоточину в поисках нового дома для землян, которых ждет неизбежное вымирание из-за экологического кризиса. Фильм был высоко оценен за научную достоверность и даже повлек за собой публикацию двух теоретических статей. Американский журнал физики призвал показывать картину в школах. «Интерстеллар» был успешным экспериментом автора, который смог не только рассказать масштабную историю, но и наполнить фильм физико-теоретическими умозаключениями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Интерстеллар» (2014)
«Интерстеллар» (2014)
IMDB

Далее Нолан впервые обратился к военной тематике и снял основанную на реальных событиях историческую драму «Дюнкерк» об эвакуации войск Союзников с французских пляжей во время Второй мировой войны. Фильм был сложным в плане структуры повествования (режиссер снова использовал фишки с течением времени), а также в нем было минимальное количество диалогов и батальных сцен, что нетипично для жанра. В интервью Нолан рассказывал, что долгое время «хотел снять сенсорный, экспериментальный фильм, но ждал доверия студии, которая позволит снять британское авторское кино, но с американским бюджетом». Несмотря на свою сложность «Дюнкерк» собрал более 500 миллионов долларов и стал самым кассовым фильмом о Второй мировой войне в истории. За эту работу Кристофер впервые получил номинацию на «Оскар» за лучшую режиссуру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Дюнкерк» (2017)
«Дюнкерк» (2017)
IMDB
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выход следующего фильм Кристофера Нолана «Довод» трижды откладывали из-за пандемии COVID-19, а когда он все-таки вышел в августе 2020 года, от него ждали воскрешения кинотеатральной индустрии, которая пребывала в кризисе. Но фильм все же не окупился в прокате, став первым неудачным опытом режиссера в финансовом плане. Отзывы «Довод» получил смешанные. Большинству зрителей и критиков история о безымянном герое, который путешествует во времени (снова время!), чтобы спасти планету от ядерной угрозы, показалась чересчур перегруженной и запутанной. А вот режиссуру и визуальные эффекты все в основном хвалили.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Довод» (2020)
«Довод» (2020)
IMDB

Помимо режиссерской деятельности и написания сценариев Кристофер Нолан занимается реставрацией старых пленок и входит в Национальный совет по сохранению фильмов вместе с Мартином Скорсезе. На Каннском кинофестивале 2018 года Нолан представил 70-миллиметровую версию своего любимого фильма – «2001: Космическая одиссея». Фильм был переделан из оригинального негатива. Также в середине 2010-х режиссер участвовал в проектах по распространению малоизвестных фильмов в Blu-ray изданиях. О публичной и профессиональной жизни Кристофера Нолана известно многое, но вот личную он не афиширует. Известно лишь, что он до сих пор в браке со своей первой женой Эммой, и у них четверо детей. Сам Крис объясняет это тем, что зрители не должны знать об авторе практически ничего, чтобы в полной мере получить личный опыт, глядя его картины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Оппенгеймер» (2023)
«Оппенгеймер» (2023)
IMDB

Последней на данный момент работой режиссера стал биографический фильм «Оппенгеймер» об изобретателе атомной бомбы с Киллианом Мерфи в главной роли. Это первый фильм, снятый на IMAX кинокамеру с черно-белой пленкой. А также первый фильм Нолана, который он создавал не для Warner Bros. – он перестал сотрудничать со студией, раскритиковав их решение выпускать фильмы одновременно и в кинотеатрах и на стримингах. Режиссер продолжает негативно относиться к CGI эффектам и даже ядерный взрыв снимал без них. Западные критики называют фильм шедевром, выходом на новый запредельный уровень, лучшей работой автора и его magnum opus. Российскому зрителю же остается немного подождать выхода картины на онлайн-платформах (его обещают в ноябре) и проверить, действительно ли Кристофер Нолан достоин статуса «гений», который закрепился за ним в течение 25-летней карьеры.