От этой проблемы страдает каждый второй современный человек: страшная сторона одиночества

Многомиллионные мегаполисы превратили людей в одиночек, которые ищут спокойствия в спонтанных покупках, случайных разговорах, социальных сетях. Как это произошло? Чтобы в этом разобраться Men Today и студия подкастов «Трёшка» поговорили с психологом Виктором Бурмистровым.
От этой проблемы страдает каждый второй современный человек: страшная сторона одиночества
Unsplash

Известный социолог Эмиль Дюркгейм выпустил в 1897 году книгу с громким названием «Самоубийство». В ней он предлагал оригинальный взгляд на природу суицидов. В отличие от психологов того времени, он считал, что причины добровольного ухода из жизни носят исключительно социальный характер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эмиль Дюркгейм много рассуждал об атомизации современного общества: постепенный уход религии, переезд в большие города разрушили привычный расклад жизни, превратив людей в одиночек с минимальным количеством социальных связей, что и приводит к росту самоубийств.

В XXI веке атомизация достигла своего максимума, и мы видели, к каким печальным последствиям она может приводить, наблюдая за самоизоляцией в 2020 году. Но если не говорить о радикальных примерах, что несет нам одиночество? Чтобы в этом разобраться мы решили поговорить с Виктором Бурмистровым.

ВикторБурмистров
психолог, бизнес-коуч, преподаватель в ВШЭ

Заполняем пустоту дорогими брендами

Часто мы покупаем те или иные вещи не потому что они нам нужны, не из желания выделиться из серой массы, а лишь для того, чтобы люди вокруг подарили нам немного своего внимания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Многие люди покупают дорогой автомобиль, чтобы завтра прохожие оглядывались на них с восхищением, а знакомые на работе начали приставать с вопросами: за сколько брал? Сколько жрет? Чем заправляешь?

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это все дарит нам чувство сопричастности к обществу, чувство собственной важности и небольшое удовлетворение от взаимодействия с внешним миром. Проблема лишь в том, что удивить сегодня хоть кого-то дорогой вещью практически невозможно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как итог: человек попадает в бесконечный круговорот. Покупает все больше и больше, тратит все агрессивнее и агрессивнее, чтобы получить необходимую толику внимания, но не находит даже этого.

И это мы говорим только о социально приемлемой попытке получить немного внимания. Есть и куда более радикальные способы, которыми также пользуются люди. Например, участие в трэш-стримах (осуждаем!), наркомания (поиск друзей по интересам), сексуальные девиации и многое-многое другое.

Увы, но решить проблему одиночества таким образом не получится, а самый эффективный способ стар как мир — просто начать разговаривать с людьми. Не бояться показаться глупым, неуверенным, а просто заводить непринужденные беседы, оттачивать мастерство и искать людей, которые разделяют ваши взгляды на мир.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Покупаем заботу

Unsplash

Главное место для досуга в XXI веке — торговый центр. Человек ищет спокойствия там, а параллельно изо всех сил тратит деньги на вещи, навязанные рекламой. Зачем он это делает?

Часто даже не для того, чтобы выделиться из толпы, а получить порцию внимания. Допустим, вы приходите в магазин, где вас встречает приветливый консультант. Он предлагает вам вещи, дает рекомендации и щедро делится комплиментами. Разумеется, говорить об особом отношении именно к вам не приходится: человек выполняет свою работу за деньги. Но это не так важно, ведь вы получаете то, чего так не хватало — психологическое поглаживание.

Потому что настолько мало общения, настолько мало социальных транзакций внутри близкого круга, что порой мы заходим в магазин, чтобы банально восполнить пробел.
Виктор Бурмистров психолог, бизнес-коуч

Чем меньше ласки, любви и внимания мы получаем в нашей повседневной реальности, тем сильнее стремимся компенсировать это чувство. И неважно как: за деньги или нет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому так важно жить с людьми, которые готовы отвечать вам взаимностью, дарить эмоции и любовь в нужном количестве, чтобы не возникало желания покупать это за деньги. И ладно костюм за 3 миллиона. Иногда мужчины идут еще дальше и пользуются другими методами (уже не такими социально одобряемыми), чтобы купить толику внимания и любви.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Одиночество — это страшная штука, а покупка дорогих брендов, чтобы получить внимание или покупка заботы — лишь одни из немногих безобидных проявлений этого чувства. Но это не значит, что к ним нужно относиться снисходительно.

Это как нурофен — не работает долгосрок, симптоматику снимет, но только потом все равно придется идти к психологу.
Виктор Бурмистров психолог, бизнес-коуч

Проблема таких методов в том, что они действуют, как обезболивающее. На время становится лучше, но потом ощущения возвращаются. А чтобы их снова погасить, нужно опять принять таблетку. Но на этот раз прежней дозировки не хватит, поэтому придется повышать и повышать дозу, пока не откажет печень (или на кредитке не закончатся деньги). Не самый лучший исход для любого человека.