Экономист назвал продукты, которые подорожали больше всего: что показал Индекс Мишек
Потребительские цены на базовые продукты питания в России продолжают расти. Так, с 9 по 16 ноября Индекс Мишек, разработанный российским экономистом Александром Абрамовым, показал рост на 2,5%.
Как рассказал изданию «Газета.ру» сам Абрамов, на прошлой неделе индекс снизился на 1%.
Что же входит в эту «потребительскую корзину»? Индекс Мишек отслеживает цены на такие товары, как:
- уже названные мармеладные конфеты
- апельсиновый сок J-7
- самый доступный по цене белый хлеб
- морковь
- бананы
- сельдь «Матиас»
- молоко «Домик в деревне»
- подсолнечное масло «Олейна»
- самую недорогую куриную тушку
- чай «Акбар»
- сливочное масло «Простоквашино»
- плавленый сыр «Фетакса»
Таким образом, набор отражает широкий спектр продуктов – от повседневных до тех, что покупаются реже.
На этой неделе основной вклад в рост индекса внесло подорожание плавленого сыра «Фетакса». С 11 по 16 ноября его цена выросла на 12,5%, что довольно ощутимо для такого распространенного продукта.
Не отстают и другие важные составляющие рациона: подсолнечное масло «Олейна» и морковь также подорожали на 11,5%. В то же время, ни один из продуктов, включенных в Индекс Мишек, на этой неделе не показал снижения цены.
Анализируя динамику Индекса Мишек за более длительные периоды, можно увидеть интересные тенденции. Например, в октябре 2024 года индекс вырос всего на 0,3% по сравнению с октябрем 2023 года, что говорит об относительной стабильности цен в этот период. Однако в сентябре 2024 года рост был значительно более выраженным – целых 9,3%.
Ранее аналитик BitRiver Владислав Антонов отметил, что в последнее время продукты питания в России значительно прибавили в цене, причем это касается как импортных товаров, так и отечественных. По его словам, стоимость продуктов растет быстрее, чем об этом сообщается в официальной статистике, и до конца года такая ситуация вряд ли кардинально изменится.
Как пояснил эксперт, все дело в методике расчета официального показателя. Как правило, для нее используют усредненную потребительскую корзину, однако она может кардинально отличаться от реальных трат большинства россиян. При этом острее всего разница заметна для тех, кто тратит большую часть своего дохода именно на продукты питания и товары первой необходимости. Чаще всего цены на такие товары растут куда быстрее общего уровня инфляции.