Веганство, несмотря на растущую популярность, особенно среди тех, кто заботится о своем здоровье и окружающей среде, до сих пор вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Ученые из Университета Вааса (Финляндия) решили разобраться в истинных причинах неприязни к веганам, и, как оказалось, дело может быть не только в различиях в пищевых предпочтениях. Об этом сообщает Daily Mail.
Почему мясоеды на самом деле ненавидят веганов? Ученые выяснили причины, и все не так просто

В своем исследовании финские ученые опросили 3600 человек, задав им вопрос о том, кто, по их мнению, отдает предпочтение растительным альтернативам мяса. Результаты оказались весьма противоречивыми и выявили сложную картину общественного восприятия веганства.
С одной стороны, веганов часто воспринимали как людей, заботящихся об окружающей среде и своем здоровье, что вызывало у многих респондентов чувство восхищения. «Согласно нашему исследованию, потребители, которые предпочитают растительные альтернативы, воспринимаются как социально отличные — и не в лучшую сторону», — отметила доктор Рооса-Маария Малила, одна из авторов исследования.

Веганы также вызывали у участников исследования такие негативные эмоции, как страх, зависть, презрение и даже гнев. «Люди даже хотели проявлять агрессию по отношению к вегетарианцам или исключать их из социальных кругов», — добавила доктор Малила.
Согласно данным Statista за 2023 год, в Европе насчитывалось около 6,62 миллиона веганов, и прогнозируется, что к 2033 году эта цифра вырастет до внушительных 8,25 миллиона. Несмотря на эту тенденцию роста, вокруг веганства все еще существует определенная стигма, и ученые стремились понять глубинные причины этого явления.
В ходе исследования участникам предлагалось оценить вымышленных потребителей на основе их списка покупок. Было представлено три различных списка. Все три включали пять основных продуктов – пасту, хлеб, яблочный сок, морковь и бананы – но различались в зависимости от наличия или отсутствия продуктов животного и растительного происхождения, богатых белком.

Так, один список включал мясной фарш, колбасные изделия и сосиски, другой – куриные рулеты и овощные сосиски. Третий же список состоял исключительно из растительных продуктов, таких как овощные пельмени и овощные сосиски.
Результаты показали, что участники исследования оценивали вымышленных потребителей, предпочитающих вегетарианские продукты, как более экологически сознательных, заботящихся о здоровье и моральных людей. Однако, как ни парадоксально, именно к этой группе респонденты чаще испытывали страх, зависть, презрение и гнев.
«Смешанные чувства по отношению к вегетарианцам отражают преобладающий климат, в котором необходимость сокращения потребления мяса по экологическим причинам, безусловно, уже ни для кого не станет неожиданностью», — пояснила доктор Малила.
Ученые предполагают, что такая негативная реакция может быть связана с внутренним конфликтом, который испытывают мясоеды: «Понятно, что изменить собственные потребительские привычки не так просто. Это может отражаться в разочаровании и направляться на тех, кто уже движет изменения». Кроме того, исследователи выдвинули предположение, что неприязнь к веганам может быть проявлением зависти.