7 российских спектаклей, которые ломают привычные формы

Современный театр давно перестал быть предсказуемым — сезон уже набрал обороты, а на сценах Москвы продолжают появляться новые площадки, дебютные постановки и неожиданные прочтения классики. В этой подборке мы собрали семь спектаклей, которые покажут, каким разным и живым может быть театр сегодня: от философской драмы с Евгением Мироновым до акробатических экспериментов артистов Cirque du Soleil.
Ольга Сабельникова
Ольга Сабельникова
Контент-редактор Men Today
Теги:
7 российских спектаклей, которые ломают привычные формы
Архивы пресс-службы

«Вальс-бостон»

«Вальс-бостон» открыл сезон в Театре Эстрады 6 сентября. В основе постановки – новые аранжировки 22 культовых песен Александра Розенбаума: от «Гоп-стоп», «Ау» и «Кубанской казачьей» до заглавной «Вальс-бостон». Это мюзикл-откровение, в котором знакомые строки обретают физическую форму.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Режиссер Михаил Миронов, автор хита «Ничего не бойся, я с тобой», переносит действие в Ростов-на-Дону 1920-х годов, где культурная жизнь интеллигенции соседствует с опасностями криминального мира. В центре сюжета — студент-медик Константин, случайно спасший жизнь вору и оказавшийся перед непростым выбором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Над визуальной частью работал художник Театра имени Вахтангова Максим Обрезков: благодаря проекциям и мобильным декорациям сцена легко превращается то в ростовскую пивную, то в тюремный барак, то в скромную квартиру героя.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А энергия спектакля рождается из сочетания выразительных танцев Натальи Тереховой, музыкальной режиссуры Евгения Загота, лауреата «Золотой маски», и тщательно продуманных костюмов Марии Даниловой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Совместный проект Яндекс Афиши и медиагруппы «Красный квадрат» превращает мюзикл в откровение о цене выбора, мужской дружбе и верности — и о том, как одна случайность способна изменить все.

«Чуковский»

Театральное возвращение звезды фильма «Легенда № 17» Данилы Козловского и одна из самых ожидаемых премьер сезона.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Заслуженный артист России выходит на сцену в роли Корнея Ивановича Чуковского в постановке режиссера Саввы Савельева, с которым он уже работал над сольным проектом «FRANK». Спектакль соединяет биографическую правду и поэтику воображения: история писателя раскрывается через его собственные сказки, где знакомые с детства персонажи оживают рядом со своим автором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зрителю открывается не просто автор детских стихов, а человек сложной судьбы — самоучка, переводчик Уитмена, друг Маяковского и Ахматовой, отец, переживший утраты и критику современников.

Оригинальная пьеса Савельева основана на дневниках Чуковского, которые писатель вел почти всю жизнь. На сцене эти документальные записи переплетаются с фантазией. Николай Корнейчуков становится Корнеем Чуковским, звери рассуждают о жизни в СНТ «Лимпопо», а между снами и явью звучит голос человека, ищущего смысл и прощение.

Это гамлетовская история — сказка о взрослых для взрослых, напоминающая о том, как важно сохранить в себе внутреннего ребенка. Ключевой частью постановки стало музыкальное оформление, включающее песни молодой инди-поп группы «TERELYA» и поэтические тексты самого Чуковского.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вишневый сон»

Новая постановка независимого театра «а39», премьера которой состоялась летом в Музее Москвы.

Архивы пресс-службы

Само название театра отсылает к 39-й аудитории ГИТИСа, где будущие участники проекта когда-то играли свои первые спектакли. Основанный в 2023 году Григорием Добрыгиным и выпускниками режиссерской мастерской Олега Кудряшова, «а39» развивает идею свободного театра вне постоянной труппы — актерские составы собираются индивидуально под каждую постановку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вишневый сон» стал первым двухактным спектаклем проекта и первой работой по русской классике. Режиссер и хореограф Олег Глушков предлагает новое, ироничное прочтение чеховской пьесы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ключевое слово для постановки — «комедия». Глушков делает ставку на движение: спектакль открывается одиноким рейвом Лопахина, Дуняша стелется по сцене с ветками вишни, а затем приставными шагами на сцене появляется Раневская со свитой.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Танец и музыка становятся основным языком истории. Чеховский сюжет разворачивается во сне Лопахина, где классические типажи приобретают черты современных москвичей: инфантильных, растерянных, но искренне ищущих себя. В ролях известные молодые актеры — Юлия Пересильд, Саша Бортич и Лев Зулькарнаев. За внешней легкостью скрыт разговор о кризисе дома и родины, о прощании с юностью и страхе перед переменами.

«Маскарад»

Постановку Дениса Азарова театр анонсировал еще в прошлом сезоне, как камерную премьеру, но в итоге «Маскарад» вышел 24 сентября на одной из главных площадок Москвы — Новой сцене Театра на Таганке. Лермонтовская история о чувстве ревности и потере доверия превращается в напряженное полуторачасовое действие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Соединение камерности и масштабности определило и визуальное решение: блестящий позолоченный павильон, почти лишенный декораций, где герои в масках и исторических костюмах сталкиваются лицом к лицу со своими слабостями под сложный пластический рисунок хореографа Анны Закусовой.

Кажется, что XIX век остался далеко позади, но «Маскарад» доказывает обратное: за блеском вечеринок и масками по-прежнему прячутся простые людские пороки и слабости. Азаров сводит две эпохи в одном пространстве, стирая границы времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Маскарад — это красивый праздник, где лицемерие сталкиваются друг с другом. Спектакль становится размышлением о масках, которые мы носим и сегодня — пусть и в цифровом пространстве, — и о том, что скрывается за ними, когда карнавал заканчивается.

«И страшно здесь не от осознания того, что я разрушил счастье, а от того, что ничего страшного в этом уже не вижу», — говорит режиссер.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«4 Танечки»

Спектакль стал частью репертуара театра «Циники» — современного независимого театра с молодыми актерами, которым близки эксперимент, живые чувства и философский цинизм. Проект был основан в 2022 году, но до этого не имел собственной сцены.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

10 августа театр открыл двери своей новой площадки, расположенной в Сыромятническом переулке недалеко от пространств «Артплей» и «Винзавод». Ученик Жоры Крыжовникова — художественный руководитель Андрей Донцов — ставит перед собой задачу дать возможность молодым актерам и режиссерам рассказывать истории, которые их волнуют, сценическим языком, свободным от академизма театров «большой пятерки».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«4 Танечки» — дебютная режиссерская работа Дарьи Донцовой и новый спектакль театра «Циники». По сюжету уставший режиссер ищет идеальную Татьяну Ларину среди десятков анкет и дает зрителям право выбора. На сцене четыре актрисы из разных эпох, четыре воплощения женственности, проходящие серию актерских испытаний ради роли мечты.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В финале интерактив: именно публика решает, кто ближе к «милому идеалу», и поднимает вопрос, существует ли этот идеал сегодня вообще. Финал непредсказуем, а сам спектакль — размышления об идеале русской женщины в разные эпохи через экспериментальный язык, вдохновленный мотивами классики.

«Реверс»

Премьера спектакля прошла в Театре мюзикла еще в прошлом году, но постановка до сих пор остается одной из самых выразительных в жанре пластического театра.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксперимент разрушает привычные представления о сцене: здесь нет слов, только тело, движение и внутренний конфликт человека. Это история о выборе, который в какой-то момент встает перед каждым: остаться прежним или изменить все. Пятнадцать человек оказываются в замкнутом пространстве и ищут выход. Люди с разным прошлым, страхами и желаниями сталкиваются с вопросом — что движет нами в экстремальной ситуации?

За постановкой стоят артисты Cirque du Soleil: Андрей Кольцов, один из ведущих представителей направления nouveau cirque, и воздушная гимнастка Ирина Дрожжина, участница режиссерской лаборатории Константина Богомолова. В команде легендарная хореограф — Дебра Браун, лауреат премии «Эмми» и автор постановок для Мадонны, Селин Дион и Бьорк.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Композитор Михаил Мищенко добавил музыке неоклассической глубины, а актеры «Реверса» стерли границы между драмой, акробатикой и хореографией, где каждый трюк не просто средство повествования, а раскрытие внутреннего мира персонажей.

«Обыкновенная смерть»

Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов снова встретился на одной сцене с режиссером Валерием Фокиным — спустя почти тридцать лет после их легендарных «Карамазовых и ада».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тогда молодой Миронов получил номинацию на «Золотую маску» и впервые попробовал себя в серьезной психологической драме, а сегодня снова исполняет главную роль на одной из крупнейших театральных сцен. Теперь дуэт возвращается с еще одной экзистенциальной историей о человеке, который, глядя в лицо смерти, заново переживает события своей жизни, чтобы осмыслить их в преддверии неизбежного конца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В основе спектакля — повесть Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича», но Фокин сознательно меняет название, сопоставляя ужас жизни и ужас смерти, как равные величины. Пожалуй, никто, кроме таких театральных глыб, как Фокин и Миронов, не смог бы сегодня рассказать историю умирания «обыкновенного человека» с такой деликатностью и мощью. В декорациях траурного зала чиновник Головин, уже лежащий в гробу, оживает и проживает свою жизнь заново, шаг за шагом оглядываясь на прожитое.

Зрители становятся свидетелями и участниками похорон, где разговор идет не только о страхе конца, но и о глубоком размышлении, что делает жизнь подлинной.