Почему «Анора» получила «Оскар» и стала самым обсуждаемым фильмом года: от особой стратегии до народной любви

Фильм Шона Бейкера об американской стриптизерше и сыне российского олигарха получил главные награды премии Американской киноакадемии.
Марта Перевозова
Марта Перевозова
Почему «Анора» получила «Оскар» и стала самым обсуждаемым фильмом года: от особой стратегии до народной любви
Кинопоиск
Содержание

Триумф «Аноры» на «Оскаре»

Триумфатором 97-й премии «Оскар» безоговорочно стал фильм Шона Бейкера «Анора» — трагикомедия о стриптизерше, которая выходит замуж за сына российского олигарха (Марк Эйдельштейн).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Марк Эйдельштейн на вечеринке Vanity Fair, состоявшейся после вручения премии «Оскар»
Марк Эйдельштейн на вечеринке Vanity Fair, состоявшейся после вручения премии «Оскар»
Legion-Media
Юра Борисов на вечеринке Vanity Fair, состоявшейся после вручения премии «Оскар»
Юра Борисов на вечеринке Vanity Fair, состоявшейся после вручения премии «Оскар»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Майки Мэдисон на вечеринке Vanity Fair с наградой
Майки Мэдисон на вечеринке Vanity Fair с наградой
Legion-Media

Четыре победы Шона Бейкера (он сам написал сценарий, снял и смонтировал свой фильм) позволили ему побить 70-летний рекорд, принадлежавший одному из самых известных людей Голливуда — Уолту Диснею. В последний раз это удалось Диснею в 1954 году, когда он получил «Оскар» за лучший документальный фильм «Живая пустыня», лучший короткометражный документальный фильм «Аляскинский эскимос», лучший короткометражный мультфильм «Гудок, Свист, Шлепок и Бум» и лучший короткометражный фильм «Страна медведей». Однако, в отличие от Диснея, Бейкер получил все свои награды, на которые был номинирован, за один фильм.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Шон Бейкер на церемонии вручения премии американской киноакадемии «Оскар»
Шон Бейкер на церемонии вручения премии американской киноакадемии «Оскар»
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Особая стратегия продвижения фильма и другие полученные награды

«Анора» стала фильмом года, получив высшую награду не только на «Оскаре», но и на Каннском фестивале, где в мае прошлого года она была удостоена «Золотой пальмовой ветви». Такой путь к славе пять лет назад проделали «Паразиты» южнокорейского режиссера Пон Джун-хо, а до этого только драма «Марти» режиссера Делберта Манна в 1956 году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Марк Эйдельштейн, Майки Мэдисон и Юра Борисов на премьере фильма «Анора» на Каннском кинофестивале
Марк Эйдельштейн, Майки Мэдисон и Юра Борисов на премьере фильма «Анора» на Каннском кинофестивале
Legion-Media

Приобретенная компанией Neon для показа в США перед Каннским кинофестивалем, «Анора» была показана в штатах в октябре прошлого года. Половину доходов картина заработала в США, остальную часть — преимущественно в Европе, и Франция, которая серьезно относится к Каннскому кинофестивалю, оказалась основным рынком. Фильм также пользуется большим спросом в России (благодаря сыгравшим в нем российским актерам Марку Эйдельштейну и Юре Борисову). Такой широкой популярности нет у других номинантов «Оскара» в этом году.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Шон Бейкер церемонии вручения Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля
Шон Бейкер церемонии вручения Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, тем не менее, долгое время считалось, что «Анора» не претендует на главные награды «Оскара». Дело в том, что в Голливуде «Пальмовая ветвь» Канн считается клеймом «очень артхаусный», а Шон Бейкер, снимавший фильмы о порноактерах и секс-работницах, — слишком эксцентричной фигурой для того, чтобы Киноакадемия могла полностью его принять. Однако по мере того, как судьбы его соперников в гонке за призами складывались по-разному, а фундамент господства «Бруталиста» (именно ему прочили главную награду) казался все более шатким, «Анора» продолжала собирать награды. Например, Британская киноакадемия отметила ленту за лучший кастинг и лучшую женскую роль. После этого Hollywood Reporter дал фильму 52% шансов на победу, что фактически означало отсутствие шансов у «Бруталиста» и других претендентов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Паразиты»
Кадр из фильма «Паразиты»
Кинопоиск

Драмеди «Паразиты», также выпущенная Neon, дает наиболее ясное объяснение тому, как «Анора» одержала победу. Дистрибьютор использовал одну и ту же стратегию для обоих фильмов: ранний дебют в Каннах, который позволил критикам постепенно нарастить шумиху в течение лета, а затем медленное продвижение, которое осенью обеспечило сарафанное радио. Оба фильма были сняты в захватывающем, жанрово-непредсказуемом стиле, который привел зрителей в восторг. И оба фильма говорят о современной действительности, а не о событиях прошлого (главным конкурентом «Паразитов» была драма о Первой мировой войне «1917» Сэма Мендеса).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Анора»
Кадр из фильма «Анора»
Кинопоиск

Также, как и в случае с «Паразитами», на тщательно продуманный план легла тень удачи: шансы «Аноры» на статус лидера возросли, когда стали появляться негативные реакции на ее соперников. «Бруталиста» и «Эмилию Перес», например, раскритиковали за использование искусственного интеллекта, а также за скандальные сообщения в сети актрисы Карлы Софии Гаскон.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Народная любовь, захватывающий сюжет и «живой» монтаж

И все же многие критики сходятся во мнении, что секрет успеха «Аноры» заключается не только и не столько в стратегии продвижения и прочих закулисных интригах. Это просто фильм, который понравился наибольшему числу зрителей, а также разношерстной группе членов Академии — от традиционалистов до любителей артхауса с международным охватом. В конце концов, он регулярно попадал в топ-10 анонимных бюллетеней для голосования, в отличие от мрачного, монолитного «Бруталиста» или «Конклава» с его неоднозначным финалом. «Анора», возможно, была единственным фильмом из тех, что номинированы на «Оскар» за лучшую картину, после которого зрители выходили из кинотеатра в наибольшем восторге. А не пытались понять, что же там такого нашли кинокритики и члены жюри премий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Марк Эйдельштейн и Майки Мэдисон в фильме «Анора»
Марк Эйдельштейн и Майки Мэдисон в фильме «Анора»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На данный момент во всем мире картина Шона Бейкера собрала примерно в шесть раз больше своего бюджета в 6 млн долларов и, несмотря на то, что его можно посмотреть на стриминговых сервисах, несомненно, будет иметь успех при повторном выпуске в кинотеатрах. Сам режиссер изо всех сил старался подчеркнуть важность коллективного кинематографического опыта в своих многочисленных речах в сезон награждения, намекая на то, что голосование за его картину — это голосование за то, сколько зрителей реально захотят посмотреть фильм и пойдут на него в кинотеатры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Юра Борисов в фильме «Анора»
Юра Борисов в фильме «Анора»
Legion-Media

Главная причина, по которой «Анора» должна была победить, заключается в том, что это просто «восхитительный фильм — полный сердца, страсти, энергии и просто жизни», отмечают критики. «Одна из вещей, которая делает картину такой очаровательной, — это то, как она смешивает боль с радостью, удручающую правду с соблазнительной фантазией, мрачный социальный реализм с эксцентричной комедией. <...> Это не просто фильм, которым можно восхищаться, это фильм, который можно полюбить. И Эни — персонаж нашего времени».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шон Бейкер — плохиш и аутсайдер, который снял «честный» фильм

Фильм «Анора» стал первым настолько широко заметным достижением 54-летнего Шона Бейкера, режиссера, которого раньше считали кем-то вроде аутсайдера из мира артхаусного кино и который ранее ни разу не был номинирован на «Оскар». Он сам до сих пор не может поверить в то, что картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. «Я просто подумал, что снял безумный фильм для взрослых»,заявил он в интервью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Готовясь к написанию сценария фильма, он часто посещал клубы, где могла бы работать Анора (или Эни, как она предпочитает, чтобы ее называли). В этих «культурных» походах его сопровождала и Майки Мэдисон. Эту актрису он утвердил на роль еще до того, как написал сценарий, увидев ее в роли одной из членов семьи Чарльза Мэнсона в кровавой кульминации фильма Квентина Тарантино «Однажды в... Голливуде».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Бейкер не скрывает, что его всегда тянуло ко всему мрачному и запрещенному (как и режиссер нашумевшего сериала «Эйфория», он не скрывает свою наркозависимость). Но в отличие от своих коллег и друзей из мира кинематографа, он не любит показывать мир аутсайдеров слишком мрачно: «Забавно, потому что я смотрю очень экстремальные фильмы и дружу с такими людьми, как Гаспар Ноэ. Но я не люблю уходить в трагедию. Не знаю почему».

Бейкер не любит работать со звездами, возможно, опасаясь, что они могут разрушить непринужденную атмосферу, которая так важна для его работы: обширные импровизации, переписывание сценария в последнюю минуту, сцены, в которых актеры просто общаются. «У меня много друзей в индустрии, у которых был кошмарный опыт работы с крупными голливудскими актерами. Я не знаю, как они справляются. Я бы сдался. Я бы с удовольствием поработал с Дженнифер Лоуренс или Леонардо ДиКаприо. Я слышал, что они великолепны!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из фильма «Анора»
Кадр из фильма «Анора»
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но никогда не знаешь наверняка. Это может испортить фильм. Когда используешь реальных людей, которые, возможно, испытывают трудности в работе, на них ложится большая ответственность. Иногда я становлюсь своего рода опекуном для своих актеров. Я не могу делать это по-другому».

Его погружение в процесс и склонность стирать границы между жизнью и работой также не вписываются в стандарты голливудских режиссеров класса «А»: «Меня тянет к... Это слово не "мрачный". Но, скажем, к "альтернативному" образу жизни. Я ловлю себя на том, что слишком глубоко погружаюсь в это на личном уровне. Но я оказался в местах, о которых и не думал, что окажусь, в свои 40-50 лет. Иногда я думаю: "Почему я так тусуюсь?". Может, потому что я попал в мир, в котором, вероятно, не оказался бы, если бы не был заинтересован в том, чтобы осветить все это в фильме. Или я нахожу это романтичным по какой-то причине».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Квентин Тарантино на церемонии вручения премии американской киноакадемии «Оскар»
Квентин Тарантино на церемонии вручения премии американской киноакадемии «Оскар»
GettyImages

К слову, награду Шон Бейкер получил из рук другого голливудского плохиша — Квентина Тарантино. Последний недавно заявил, что испытывает творческий кризис, боится снять свой худший фильм и собирается на пенсию. Возможно, Бейкер станет его преемником.