По сюжету картины федеральный маршал Мэдолин (Мишель Докери) получает спецзадание — задержать нечистого на руку бухгалтера Уинстона (Тофер Грейс), помогающего некоему клану Моретти отмывать деньги. Как только Мэдолин и пара местных копов находят на первый взгляд безобидного парнишку на Аляске, тот соглашается на сделку с властями. Теперь девушке нужно перевести ключевого свидетеля в Нью-Йорк: для этого она прибегает к услугам Дэрила (Марк Уолберг) — странноватого пилота ветхого кукурузника.
«Особо опасный пассажир»: каким получился клаустрофобный триллер Мэла Гибсона, который громят критики?

О чем «Особо опасный пассажир»?

Не проходит и 15 минут, как пристегнутый наручниками к сиденью Уинстон замечает неладное — случайно увидев выпавшее удостоверение мужчины, он понимает, что за штурвалом находится не пилот Дэрил, а другой человек (вероятно, убийца и пособник криминального авторитета Моретти). С этого момента герои оказываются в непростых обстоятельствах: растерянной Мэдолин и скованному Уинстону придется нейтрализовать преступника, а затем каким-то образом посадить самолет. Впрочем, и на земле их могут ждать неприятности в лице коррумпированных полицейских — однако до этого еще надо дожить.
Почему практически никому не нравится фильм?

Мэл Гибсон в своей актерской ипостаси, даже с учетом всех ранних заслуг, уже давно не блещет: за последние годы его имя можно было встретить в десятках фильмов категории «B», о которых вы навряд ли слышали («День курка», «Сила стихии», «Игра агентов», «Дорога отчаяния», «Список подозреваемых» — лишь малая часть спорных строчек в резюме артиста). Тем не менее как режиссер Гибсон вызывает у критиков, да и обычных зрителей, куда больше трепета: без малого треть века назад он поставил оскароносное «Храброе сердцо», немного позднее кассовый хит «Страсти Христовы», а в 2016-м антивоенную драму «По соображениям совести».

Сейчас у Гибсона на носу сиквел «Страстей» (запланирован на 2025 год), а потому неудивительно, что после девятилетнего простоя и в преддверии знакового события он решил размяться на скромном жанровом кино. При этом нельзя сказать, что «Особо опасный пассажир» — лента напрочь лишенная потенциала. Посудите сами: большой голливудский актер в роли злодея, неочевидная концепция (клаустрофобный фильм-выживание) и уютный полуторачасовой хронометраж, не свойственный современным триллерам. Вроде не новое слово в кинематографе, но вероятно — яркий, щекочущий нервы аттракцион с неожиданными твистами и гнетущим саспенсом.
Однако, к сожалению обозревателей и зрителей, Мэл Гибсон идею уничтожил еще в зародыше, а если точнее — в первой трети фильма. В «Пассажире» нет как таковой экспозиции: зрителя окунают в историю сразу, без прелюдий и дополнительной информации. Из-за этого нам трудно понять, что движет героями — почему антагонист не расправляется с жертвами сразу или почему маршал из раза в раз прощает убийцу (ответ в духе «потому что я не такая, как ты» не принимается). При этом остальные загадки от режиссера (а также сценариста Джареда Розенберга) не кажутся и мало-мальски интригующими — Мэдолин выяснит, кто из ее коллег «крот» буквально за два спешных диалога.

Стоит ли смотреть «Особо опасного пассажира»?
Главный маркетинговый крючок создателей — это, разумеется, Марк Уолберг. Его герой — маниакальный мужичок средних лет с удивительно забавной накладной лысиной — разбрасывается зловещими фразами, но в действительности не представляет особой угрозы. Фейкового пилота связывают, затем он выбирается из ловушки, пару минут пытается одолеть обученную рукопашному бою копшу и вновь отправляется на периферию кадра. Гибсон повторяет этот ритуал несколько раз в надежде создать необходимое напряжение, но в итоге умудряется взрастить в зрителях лишь чувство раздражения. А теперь прибавьте ко всему этому откровенно сортирный юмор (герои утверждают, что намочили штаны от страха примерно раз в полчаса) и предсказуемый финал.

Так или иначе, при огромном желании «Особо опасного пассажира» получится оправдать. Во-первых, сам Гибсон — фигура на западе почти отмененная из-за антисемитских высказываний (а значит, скажут фанаты, с чего бы ангажированным журналистам быть к нему благосклонными?) Во-вторых, новая лента Мэла — произведение не претенциозное, а исключительно развлекательное (и, как мы видим из результатов бокс-офиса, с этой функцией оно более-менее справляется). К середине марта новый фильм автора умудрился заработать чуть больше 43 миллионов долларов при бюджете в 26,5 миллионов. Сложно назвать это коммерческим успехом, но знаком того, что рядовой зритель — не равно критик, — вполне.