Когда-то Брэм Стокер собирался поставить по своему самому успешному роману «Дракула» спектакль. В главной роли он видел своего же друга, великого английского трагика Генри Ирвинга, и именно с него писал образ вампира. Сэр Ирвинг так и не сыграл Дракулу в театре и, вероятно, к лучшему, ведь затмить его актерский талант Беле Лугоши, Фрэнку Ланджелле, Гэри Олдману и многим другим было бы сложно.
Не только «Носферату»: 15 лучших воплощений графа Дракулы в кино

Почему образ Дракулы так популярен

Роман «Дракула» не был первой книгой о вампирах, но именно в нем в образе вампира впервые представлен бывший господарь Валахии Влад Цепеш. До тех пор люди думали о нем как о жестоком тиране, который прибивал шляпы к головам монахов и макал кусочки хлеба в кровь побежденных солдат. Правда, Цепеш мало был известен за пределами Румынии, где почитался как борец за свободу, национальный защитник и «сын дракона», который сражался с турками, покушавшимися на Трансильванию и Валахию.
Дракула — находка для актеров. Он — величайший злодей и самый опасный романтический персонаж, который может быть обаятельным и жестоким, а также обращается в летучую мышь, волка и струйку дыма. Каждый исполнитель старается привнести в этот образ что-то новое и представить свою интерпретацию самого знаменитого вампира. Считается, что экранных воплощений Дракулы больше, чем у любого другого вымышленного персонажа, вот лишь пятнадцать из них.
«Дракула в Стамбуле», 1953 год

Это четвертая экранизация романа Брэма Стокера, но в ней впервые показывается множество деталей. Режиссер Мехмет Мухтар снял, как граф вручает своим невестам человеческого ребенка для кормления, а также заставил его ползать по стенам, как рептилия. Считается, именно в этом фильме была установлена четкая связь между Дракулой и Владом Цепешем. Кроме того, это первый звуковой фильм, в котором главный герой предстает с клыками. Играет Дракулу турецкий актер Атиф Каптан.
«Возвращение Дракулы», 1958 год

Американский актер Френсис Ледерер побывал в трех разных столетиях: он родился в 1899 году, прожил в XX веке и умер в 2000-м. Этим самым (а также восточноевропейским происхождением) он отчасти близок Дракуле и гармонично сливается с образом. У режиссера Пола Лэндреса персонаж существует уже давно и является наблюдателем современных событий. Фильм был одним из первых, в которых вампиры превращаются в волков. Кстати, Ледерер дважды сыграл графа Дракулу: современного вампира в бегах в «Возвращении Дракулы», а также в одном из эпизодов сериала Рода Серлинга «Ночная галерея».
«Дракула: Мертвый и довольный», 1995 год

Дракула может показаться маловероятным главным героем для комедии Мела Брукса, но Лесли Нильсен делает невозможное. В это время он переосмыслил себя как комика после многих лет серьезной актерской игры и привнес в образ Карпатского графа что-то вроде доброго очарования (особого внимания заслуживает сцена с танцем нежити).
«Дракула», 1974 год

Джек Пэланс играет Влада Цепеша как чувствительного мятежника с жаждой мести, идущей рука об руку с кровожадностью. С экрана он шипит, рычит и скалит клыки, но... не кусает, пока не укусят его. Актер прекрасно смотрится на фоне живописных ночных садов, дверных проемов и арок. Режиссер Дэн Кертис сжимает роман Стокера в трагическую историю любви, которая побеждает смерть.
«Любовь с первого укуса», 1979 год

Еще одна комичная и мимолетная версия персонажа. Актер Джордж Гамильтон кажется слишком загорелым сибаритом, чтобы играть кровожадного ожившего мертвеца. Его граф никогда не пьет вина, не курит и последние 700 лет выглядит как метрдотель. Когда коммунистическое правительство Румынии превращает замок Дракулы в гимнастический лагерь, режиссер Стэн Дрэготи переселяет главного героя и его слугу Ренфилда в Нью-Йорк, где их ждут дискотеки, секс-клубы и банки крови.
«Дракула», 1931 год

Пока Бела Лугоши творил историю американского кинематографа в «Дракуле» 1931 года, испаноязычную версию создавал Карлос Виллариас. Интересно, что этот фильм снимался на тех же съемочных площадках после того, как американская команда расходилась на ночь. Получилась интересная параллель, а вампир у Виллариаса вышел романтичным, любвеобильным и сладострастным.
«Граф Дракула» (1977)

Француз по происхождению Луи Журдан привнес современный колорит в своего графа Дракулу и утонченный магнетизм аутсайдера. Новичок в Англии, он испытывает отвращение к ассимиляции. Считается, что этот телесериал общей продолжительностью два с половиной часа — одна из самых точных экранизаций романа. Режиссер Филип Савилл эпатирует зрителя сценой, в которой граф вытаскивает младенца из сумки, чтобы накормить свою спутницу.
«Носферату: Симфония ужаса», 1922 года

Макс Шрек сыграл графа Орлока в «Носферату: Симфония ужаса» в 1922 году, потому что режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау не смог заполучить права на книгу. За это вдова Брэма Стокера объявила настоящий крестовый поход против фильма, однако в кинематографе именно граф Орлок Макса Шрека стал идеальным воплощением всего монструозного. Шрек — искусный исполнитель, который выглядит, как крыса, и нюхает воздух, как крыса. Актер демонстрирует, как это крысиное чутье помогло персонажу выживать на протяжении веков. Принесший чуму в Лондон, Орлок появляется как будто прямиком из коллективного бессознательного и царства кошмаров.
«Дракула», 1979 год

Фрэнк Ланджелла источал секс на сцене, экране и в рекламе. Его граф Дракула стал первой рок-звездой в кино, а укус в шею стал прочно ассоциироваться с оргазмом. В угоду раскрепощенной эпохе режиссер Джон Бэдхэм привносит в картину больше эротизма.
«Носферату — призрак ночи», 1979 год

У Клауса Кински вампир получился совсем не романтичным, время и солнце лишили его прекрасных черт. В Кински режиссер Вернер Херцог нашел какого-то своего Дракулу, сверхъестественно одаренного демона, которого следовало изгнать из актера перед камерой. Фильм не следует роману (в нем даже не звучит ни одно имя из него), но является оммажем и данью уважения «Носферату» Мурнау 1922 года.
«Кровь для Дракулы», 1974 год

Фильм «Кровь для Дракулы», более известный как «Дракула Энди Уорхола», — это недооцененный шедевр комедийного ужаса. В нем больше иронии, чем клыков во рту вампира, а в эпизодической роли снимается Роман Полански, режиссер «Бесстрашных убийц вампиров». Удо Кир стал одним из немногих элитных актеров, сыгравших и графа Дракулу, и доктора Франкенштейна. Режиссером фильма стал Пол Моррисси, а продюсерами — Витторио де Сика и Роман Полански.
«Дракула», 1992 год

«Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы стал попыткой сделать для жанра ужасов то, что «Крестный отец» сделал для гангстерских фильмов. Вампирская тема вдруг превратилась в высокое искусство и стала киноклассикой на все времена. Картина ближе к книге, чем большинство экранизаций, однако кое-что режиссер все-таки изменил. У Гэри Олдмана граф Дракула получился максимально человечным, если так можно сказать об этом персонаже. Это герой — король-воин, который творил самые ужасные вещи, страстно любил, был проклят и приговорен к вечной жизни. Все это о любви, но любви жесткой.
«Дом Дракулы», 1945 год

Джон Кэррадайн пробовался на роль Дракулы в адаптации 1931 года, но проиграл Беле Лугоши. В итоге актер сыграл графа трижды: в «Доме Франкенштейна», «Доме Дракулы » и «Билли Кид против Дракулы». Кроме того, он появился в роли дворецкого Джорджа в «Крови замка Дракулы». Может показаться, что у Кэррадайна была странная фиксация на вампирской теме, но за всю карьеру актер сыграл в 351 фильме, поэтому немного крови почти незаметно. У Джона Кэррадайна вампир завораживающий телепат, живущий простой жизнью и делающий инъекции крови.
Серия фильмов о Дракуле студии Hammer

Кристофер Ли (тот самый Саруман во «Властелине колец») является для ужасов о вампирах тем же, кем Клинт Иствуд для спагетти-вестернов. Во многом он определил то, как в кино должен выглядеть и вести себя вампир. Начиная с 1958 года, во всех девяти фильмах студии Hammer Дракула Ли не выносил солнечного света, мало говорил и преодолевал немыслимые препятствия при минимальном бюджете. Чтобы оценить эволюцию образа, можно посмотреть «Ужас Дракулы» и «Дракула 2: Князь тьмы» Теренса Фишера, «Дракула восстал из могилы» Фредди Фрэнсиса, «Вкус крови Дракулы» Петера Шашди и «Сатанинские обряды Дракулы» Алана Гибсона.
«Дракула», 1931 год

Бела Лугоши, возможно, не был лучшим или даже первым Дракулой, но он стал квинтэссенцией этого образа. Актеру удалось правдоподобно и притягательно воплотить на экране трагическую мысль: «Умереть, быть по-настоящему мертвым. Это должно быть славно». Колоритный Лугоши начал играть вампира еще в бродвейской адаптации, влюбляя в себя женщин и заставляя их падать обморок. Затем пьесу адаптировали для кино, что позволило навсегда запечатлеть канон. Не сосчитать, сколько раз за свою жизнь Лугоши надевал плащ с красным подбоем, но постепенно он слился с этим образом и после смерти в августе 1956 года был похоронен в костюме Дракулы.