Наградной сезон в этом году выдался невероятно хаотичным. Ни один фильм не доминировал на главных церемониях. Картина «Эмилия Перес», начавшая сезон с громких побед, включая триумф на «Золотом глобусе», казалась главным претендентом на «Оскар». Однако недавно всплывшие скандальные публикации актрисы Карлы Софии Гаскон серьезно подорвали позиции ленты. Это перевернуло расстановку сил всего за несколько дней до премии BAFTA и за считаные недели до «Оскара».
Не только «Анора» и Юра Борисов: кто еще поборется за «Оскар» в этом году?

Лучший фильм — «Бруталист», «Анора», «Конклав»

На фоне этих событий фаворитом у критиков стала «Анора» Шона Бейкера, одержавшая победы на Critics Choice Awards, церемониях голливудских профессиональных гильдий — режиссерской (DGA) и продюсерской (PGA). Но на минувших выходных в лидеры ворвался триллер «Конклав», рассказывающий о выборах нового главы католической церкви. Фильм, снятый режиссером Эдвардом Бергером с Рэйфом Файнсом в главной роли, стал триумфатором вечера на церемонии вручения премии Британской киноакадемии в Королевском фестивальном зале в Лондоне. Он забрал награды в категориях «лучший фильм», «лучший монтаж», «лучший адаптированный сценарий» и «выдающийся британский фильм». Таким образом, «Конклав» обошел и «Анору», и «Бруталиста» с Эдрианом Броуди.

До этого проект Бергера считался одним из аутсайдеров сезона, имея в активе лишь один «Золотой глобус» за лучший сценарий, тогда как лидерами оставались «Эмилия Перес» и «Бруталист». Тем не менее победа в Лондоне дает ленте Бергера мощную поддержку на пути к «Оскару», где нередко побеждают фильмы, признанные лучшими на британской премии. Например, так было в 2024 году с «Оппенгеймером» Кристофера Нолана и с «Землей кочевников» Хлои Чжао в 2021-м.
Лучшая мужская роль — Эдриан Броуди

В 2003 году Эдриан Броуди вошел в историю, став самым молодым обладателем «Оскара» за роль в «Пианисте» Романа Полански. Спустя 22 года он вновь на вершине: «Бруталист» Брэйди Корбе принес ему «Золотой глобус» и триумф на премии BAFTA, сделав его главным фаворитом в преддверии «Оскара».
В «Бруталисте» Броуди играет Ласло Тота, венгерского архитектора, пережившего ужасы Холокоста и перебравшегося из послевоенной Европы в США. Для актера эта роль особенно личная: его мать прошла через эмиграцию, и он вырос на ее рассказах о том, какой тяжелый путь ей пришлось преодолеть, чтобы стать «своей» в штатах.

Среди соперников Броуди в этом сезоне можно выделить (особенно после BAFTA) Рэйфа Файнса. В триллере «Конклав» он воплотил образ кардинала Лоуренса, которому необходимо организовать и провести выборы нового Папы Римского. Несмотря на впечатляющую карьеру, Файнс номинировался на «Оскар» всего дважды, а последний раз — почти три десятилетия назад за «Английского пациента». Академики, конечно, могут удивить и подарить ему награду по совокупности заслуг, однако, следуя логике сезона, все-таки именно Броуди — единственный фаворит гонки.
Лучшая женская роль — Деми Мур, Майки Мэдисон

После премии BAFTA в гонку перед «Оскаром» ворвалась Майки Мэдисон, исполнившая роль стриптизерши в фильме «Анора» — она неожиданно впервые в наградном сезоне обошла главную фаворитку Деми Мур, у которой на счету «Золотой глобус» и Critics Choice Awards. Тем не менее у критиков звезда «Субстанции» по-прежнему остается фаворитом в своей категории. Статус ветерана Голливуда и выслуга лет, вероятно, поможет ей удержаться на пьедестале.

Но если учитывать сильную поддержку «Аноры» в профильных зарубежных медиа, Мэдисон может повторить успех Фрэнсис МакДорманд. В 2021 году актрису так же обделили призами с «Землей кочевников», но в итоге она одержала победу на Оскаре» (однако перед этим она как раз таки получила статуэтку от Британской киноакадемии).
Лучшая мужская роль второго плана — Киран Калкин
Начнем сразу с того, что шансы на «Оскар» у Юры Борисова, очевидно, невелики, да и едва ли они сильно выше у других номинантов в этой категории. Абсолютный фаворит сезона — Киран Калкин. Американский актер буквально собирает одну статуэтку за другой. За роль в фильме «Настоящая боль» Джесси Айзенберга он уже получил «Золотой глобус», а в это воскресенье добавил к своей коллекции и премию BAFTA. С каждым новым трофеем его лидерство в борьбе за «Оскар» выглядит все более незыблемым.

Однако не все критики разделяют восторг от его героя. Некоторые упрекают актера в том, что он попросту играет самого себя. В «Настоящей боли» Калкин воплотил образ Бенджи, неприспособленного к жизни бездельника, который вместе со своим двоюродным братом Дэвидом (его играет сам Айзенберг) отправляется в тур по местам геноцида польских евреев. Бенджи — травмированный человек, живущий в подвале родительского дома, который скрывает свою боль за непрекращающимся потоком саркастической болтовни.
Сравнение с Романом Роем из сериала «Наследники», роль которого принесла Калкину премию «Эмми», напрашивается само собой. Но, как отмечают многие критики, именно личная харизма актера делает Бенджи таким убедительным. «Калкин — это актер с уникальной эмоциональной глубиной, который не заискивает перед зрителями, здесь [в "Настоящей боли"] он поразительно хорош», — пишет Манола Даргис из The New York Times. Она назвала его игру «тонкой, подчас вызывающей болезненный внутренний дискомфорт».
Лучшая женская роль второго плана — Зои Салдана

До недавнего времени казалось, что в гонке за «Оскар» в номинации «Лучшая актриса второго плана» интриги нет — Зои Салдана уверенно лидировала. Ее роль адвоката Риты Кастро в фильме «Эмилия Перес» покорила критиков. Рита — женщина, чья жизнь рушится, когда она решает помочь мексиканскому наркобарону изменить свою судьбу. Этот образ оказался настолько ярким и эмоциональным, что Салдана с момента премьеры фильма в Каннах считалась фаворитом сезона.
Скандалы, связанные с исполнительницей главной роли Карлой Софией Гаскон, могли бы зацепить и Салдану, но она вовремя дистанцировалась от ситуации, публично осудив публикации своей коллеги. И если победу на Critics Choice Awards Салдана одержала еще до начала всей этой шумихи, то церемония BAFTA проходила уже после. Тем не менее британские академики не стали «наказывать» актрису за чужие ошибки и все же вручили ей награду.
К тому же Зои Салдана — настоящий ветеран индустрии. Она звезда сразу нескольких франшиз с миллиардными кассовыми сборами («Аватар» и «Стражи Галактики»). Это тоже, в свою очередь, укрепляет ее положение, поэтому она по-прежнему остается сильнейшей претенденткой на «Оскар».