Российские онлайн-кинотеатры возобновили переговоры с голливудскими студиями, сообщает РБК. Эту информацию подтвердили источники на медиарынке, а также представитель Okko. Новость, безусловно, выглядит обнадеживающе, но давайте разберемся, насколько все это реально.
Наступила оттепель: вернутся ли западные киностудии в Россию

Что известно о возможном возвращении
По словам PR-директора онлайн-кинотеатра Okko Артема Саргсяна, диалог с некоторыми западными студиями действительно начался.
«У нас возобновилось общение с некоторыми мейджорами, которые ранее не шли на контакт, что свидетельствует об изменении их категоричной позиции», — говорит Саргсян. Однако оптимизм быстро испаряется, когда эксперт уточняет: до возвращения старых хитов и новых релизов еще далеко. Почему? Все зависит от политической ситуации, а она, как мы знаем, весьма непредсказуемая.

Как рассказал директора по контенту онлайн-кинотеатра «Кинопоиск» Николай Буца, сейчас обсуждается покупка сервисом пакета новинок от Lionsgate. Среди них — летний релиз «Балерина». Да, Lionsgate — это не гигант, вроде Warner Bros. или Disney, но у компании есть свои козыри: франшизы «Голодные игры» и «Джон Уик» говорят сами за себя. Кстати, несмотря на все громкие обещания прекратить работу в России, четвертая часть «Джона Уика» все-таки официально оказалась в отечественном прокате. Видимо, старые договоры пока еще не потеряли своей силы.
Однако главная преграда на пути к Голливуду — это вовсе не холодные отношения и репутационные риски, а деньги, утверждают эксперты. Санкции сильно осложнили финансовые потоки, а без них о каких договорах вообще может идти речь? Другой собеседник добавил, что ситуацию усложняют и новые российские законы. Например, ограничения на контент, который, по мнению властей, противоречит «духовно-нравственным ценностям».
И здесь не стоит забывать о новом законопроекте, который сейчас бурно обсуждают в индустрии. Депутаты предлагают жестко контролировать онлайн-кинотеатры, обязывая их получать прокатные удостоверения на фильмы. А если картина вдруг покажется слишком «смелой» или противоречащей традиционным ценностям, в выдаче удостоверения могут попросту отказать.
Как фильмы добираются до нас сейчас
В этих условиях российских киноманов спасает интернет. Пираты не дремлют, и зарубежные фильмы, как по расписанию, появляются на торрент-трекерах и сайтах с нелегальным контентом сразу после цифрового релиза. Захотел посмотреть блокбастер, который официально не добрался до России? Никаких проблем — пара кликов, и вот он у вас перед глазами. Но как быть тем, кто ценит магию большого экрана?
Вот здесь начинаются сложности. Уход голливудских кинокомпаний сильно ударил по кинотеатрам. По итогам 2022 года их выручка упала почти вдвое. Общие сборы составили 21,77 миллиарда рублей, что на 40% меньше показателей допандемийного 2019 года, когда в кассу поступило 55,53 миллиарда. Чтобы остаться на плаву, кинотеатрам пришлось изобретать, мягко говоря, нестандартные подходы.

Сначала картины попадали на большие экраны после цифрового релиза. Например, популярными стали так называемые частные показы. Формально кинотеатры не организуют сеансы, а лишь «сдают» свои залы в аренду физическим лицам. Эти арендаторы как бы «для себя» крутят фильмы, которые официально нельзя показывать. Другой способ — бесплатное «предсеансовое обслуживание». Сначала зрителям демонстрируют новинку Голливуда, а затем переходят к отечественному фильму, на который и выдано прокатное удостоверение.
Позже у киноактеров появилась возможность за фиксированную сумму покупать ключи для показа зарубежных лент. Такие картины сопровождаются озвучкой, изначально подготовленной для стран СНГ, так что качество показа вполне конкурентоспособное.
Что мешает студиям вернуться в Россию
Когда речь идет о возвращении голливудских фильмов в российский прокат или сотрудничестве с отечественными онлайн-кинотеатрами, важно понимать одно: индустрия кино не находится под санкциями. Теоретически американские компании вполне могут вести бизнес с российскими партнерами, если те не включены в санкционные списки. В 2023-м Variety отмечало, что некоторые студии продолжили деловые отношения с Россией. Так, по данным издания, многие ведущие российские дистрибьюторские компании открыли представительства или уже имели их до 2022 года в других странах Европы, что позволяло им избегать блокировки международных платежей российских банков при подписании зарубежных контрактов.
Между тем, несмотря на экономические ограничения и страх за репутацию, студии явно не потеряли интерес к российскому рынку, и возобновление переговоров с отечественными онлайн-кинотеатрами тому подтверждение. Как только политическая обстановка станет менее напряженной и стабилизируется, они смогут безопасно для своего имиджа официально вернуться — ровно так, как уже планируют сделать представители других отраслей, временно приостановивших свою деятельность в России.

Если говорить о сроках, это вопрос не ближайшего будущего. По словам Дмитрия Череватенко из студии озвучки Red Head Sound, на то, чтобы восстановить работу мейджоров в России, может уйти от пяти до семи лет. Почему так долго? Все просто: студиям потребуется открыть новые офисы, наладить логистику, восстановить отношения с партнерами. Это не делается за один день, особенно с учетом того, что многие компании предпочитают занимать выжидательную позицию.
Есть и другая точка зрения. Ведущий менеджер по репертуарному планированию в сети «Синема Стар» Юрий Моргуленко обращает внимание, что офисы крупных студий, как и прежде, охватывают не только рынок России, но и всего СНГ. Сегодня эти представительства, например, есть в Казахстане. По словам эксперта, это теоретически открывает возможность для более быстрого легального возврата контента. Так что вопрос не в том, вернется ли Голливуд в Россию, а в том, когда и на каких условиях это произойдет.