РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кинотеатры IMAX: что это и как они устроены

Многие были в кинотеатрах IMAX, но не все знают, что это, собственно, означает. Аббревиатура IMAX родилась из сложения двух английских слов – Image Maximum, что означает просто «самая большая картинка». Строгого определения у технологии IMAX нет: по сути это просто самая большая, самая яркая и самая детальная проекция, которую только можно создать в кинотеатре при существующем уровне технологий.

Из пленки в цифру

Все начиналось с пленки, когда четыре канадских предпринимателя обнаружили одно австралийское изобретение — способ прокрутки пленки «бегущей петлей». После экспериментов с количеством экранов и проекторов остановились на варианте 1:1, решив, что он создает самое сильное зрительное впечатление. Чтобы увеличить эффективный размер экрана, сделали собственную, широкую пленку — 70 мм и 15 участков перфорации вместо обычной 35 мм x 5 прорезей. В начале двухтысячных пленку вытеснила цифра, и IMAX-ам пришлось следовать за прогрессом. Для консерваторов-фанатов пленки остались редкие кинотеатры: в России нет ни одного. Фильм на пленке — дорогое удовольствие для прокатчика: 1 катушка с фильмом стоит около 20 тысяч долларов, а цена некоторых фильмов — таких длинных и масштабных, как «Аватар», могла быть и до сотни тысяч. Кассета-носитель DCP, которая пришла на смену пленке, стоила гораздо дешевле, а сейчас физические носители исчезли вовсе, и кинотеатр просто скачивает лицензионную цифровую копию фильма с сервера студии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако в Голливуде еще работают режиссеры, искренне преданные пленке. Самый известный (и упрямый) из них — Кристофер Нолан, создатель фильмов о Бэтмэне и космической драмы «Интерстеллар». Все свои фильмы он снимает на настоящую пленку, хотя в большинстве кинотеатров прокручивается все-таки оцифрованная версия. Одной из последних «пленочных» картин XXI века могут стать его новый исторический фильм «Дюнкерк», а также новый эпизод саги о далекой-далекой галактике «Изгой-один: Звёздные войны. Истории».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как это работает

Проекторов в каждом цифровом кинотеатре IMAX теперь два; оба они показывают один и тот же фильм, и записи ничем не различаются между собой. — если, конечно, речь не идет о 3D-версии. В этом случае проекторы работают с ортогональными поляризационными фильтрами, каждый из которых пропускает только ту часть световых волн, поляризация которой соответствует поляризации фильтра. Такие же фильтры находятся и в стеклах очков, которые вы надеваете, собираясь посмотреть трехмерное кино. Каждый глаз зрителя видит только одну, правильно поляризованную, часть световых волн, и это позволяет обмануть зрительную кору, заставив ее поверить в трехмерность изображения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если на экране не 3D, второй проектор нужен для того, чтобы второй проектор компенсировал возможные промахи в работе первого, а еще — чтобы изображение во всех частях экрана было одинаково ярким и четким. Между проекторами устанавливают камеру. Во время сеанса она отправляет запись прямо на центральный пункт управления (их тоже два, в Канаде и в Китае). Компьютер анализирует данные камеры и проверяет, соответствует ли яркость изображения и громкость звука требованиям, предъявленным к фильму. Режиссер может быть спокоен: абсолютно все зрители IMAX увидят фильм в таком цвете и на такой громкости, которую он сам выбрал и утвердил. Место киномеханика занял оператор компьютера, с которого запускается показ. Этот человек должен уметь настроить сеть, включить и выключить проекторы, исправить ошибки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создатели технологий не забыли и о том, что любая передача данных — это потенциальная уязвимость. Поэтому камера и канал, по которому она передает запись, надежно защищена: если кто-нибудь попытается направить передачу на посторонний компьютер, показ мгновенно прервется, а отчет о нарушении поступит на ЦПУ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где в кинозале IMAX лучшее кресло?

Есть одна хитрость: чтобы найти идеальное место для просмотра, нужно мысленно спроецировать экран на плоскость пола в кинозале. В центре проекции верхней границы экрана и будет находиться то место, с которого, как принято считать, лучше всего смотреть кино. Однако разница между качеством изображения для зрителя, который расположился в «идеальной» точке и для других посетителей сеанса совсем невелика.

Технология 3D накладывает некоторые ограничения на расположение зрителей в зале. Для того, чтобы создать эффект трехмерного изображения, нужно правильно поляризовать свет, попадающий на сетчатку глаза. Некоторые углы обзора не позволяют это сделать, поэтому если фильм показывают в 3D, кинотеатр изымает из продажи билеты на места по краям зала ближе к экрану: там трехмерного изображения все равно не увидеть.

Загрузка статьи...