В «Разделении», сериале Apple TV+ о странной компании, в которой у некоторых сотрудников сознание разделено на две части («внутренняя» часть выполняет всю работу, а «внешняя» ничего не помнит), офис выглядит пустым и безжизненным. Шоу усиливает эту тему с помощью операторской работы и художественного оформления. Вот несколько примеров того, как шоу использует и переворачивает классические приемы кино, чтобы создать на экране корпоративный ад.
Как сериал «Разделение» показывает «офисный ад»: рабочие места в виде клеток, низкие потолки, часы и еда как счастье

Лишение индивидуальности офисных сотрудников
С первых дней существования кинематографа режиссеры использовали жесткую геометрию столов и кабинок и плотное расположение объектов, чтобы показать людей, которые находятся вместе, но при этом изолированы, загнаны в ловушку и лишены индивидуальности корпоративными боссами. «В таком фильме, как "Квартира" 1960 года, и даже в анимационном фильме Pixar "Суперсемейка" 2004 года эти повторяющиеся кадры создают ощущение корпоративной массы, которая стирает индивидуальность и вместо этого создает "корпоративных людей"», — говорит Джули Левинсон, профессор Бэбсон-колледжа и автор книги «Миф об американском успехе в кино».
Сетки разделенных кабинок офисных сотрудников заполняют экран в этих и других фильмах, в том числе в кадрах угнетающего колл-центра из сатирической картины 2018 года «Простите за беспокойство» и безжизненного корпоративного этажа Mattel в фильме «Барби» 2023 года, создавая клаустрофобное ощущение замкнутого пространства. Один из самых ранних примеров этого образа в кино — немой фильм Кинга Видора «Толпа» 1928 года. В фильме Жака Тати «Время развлечений» 1967 года один из персонажей, месье Юло, чувствует себя не в своей тарелке в безликом Париже середины XX века.

В «Разделении» используется примерно такой же подход. В заставке сериала многолюдный офис превращается в сетку из столов, за каждым из которых сидит один и тот же сотрудник: Марк, которого играет Адам Скотт.
Офис Lumon Industries из шоу был вдохновлен рабочими местами 1960-х годов, рассказал Джереми Хиндл, художник-постановщик сериала. По его словам, в то время большинство офисов были местом для работы, а не для жизни, что создавало четкое разделение между работой и домом. «Я считаю, что сейчас рабочие места — это своего рода "фальшивые" рабочие места — они похожи на дом».
Низкие потолки и рабочее место в виде клетки
Концепция заточения занимает центральное место в «Разделении». В то время как многие персонажи недовольны ограничениями, которые накладывает на них их роль в жизни, для главного героя Марка заточение является буквальным: он фактически заперт на отрезанном этаже и воспринимает жизнь только на рабочем месте.
Ощущение ограниченности усиливается из-за низких потолков, в том числе в коридорах и самих офисных помещениях. Низкие потолки ограничивают пространство и являются полезным инструментом, особенно в фильмах ужасов. Например, в клаустрофобном корпоративном космическом корабле в «Чужом» (1979) или в тесной архитектуре отеля в «Сиянии» (1980).

Коридоры в «Разделении» напоминают экстремальный пример низких офисных потолков: 7-й этаж в «Быть Джоном Малковичем», где сотрудникам приходится физически наклоняться, выходя из лифта. Сама работа тоже может быть клеткой. В одной из сцен первого сезона экран Дилана Джи (Зака Черри) напоминает кадр из фильма 1999 года «Красота по-американски», где оба персонажа смотрят на свои отражения, запертые за работой на своих экранах.
Часы как символ заточения
Если пространство или сама работа образуют тюрьму офисной жизни, то надзирателями являются часы. Кадры с ними — еще один визуальный прием в фильмах о рабочих местах, отсылающий к символическим часам в старых немецких экспрессионистских фильмах: сотрудники постоянно смотрят на часы, ожидая, когда они освободятся.

Это происходит в фильме 2002 года «О Шмидте», когда Джек Николсон, играющий уходящего на пенсию страхового агента, смотрит на часы, ожидая окончания своего последнего рабочего дня. И в комедии 1997 года «Девушки из офиса, рассказывающей о четырех молодых женщинах, работающих в душном офисе.
Поскольку герои «Разделения» существуют в качестве сотрудников компании только на своей работе, где они не помнят о личной жизни, у них нет причин с нетерпением ждать возвращения домой. Во втором сезоне, когда Марк смотрит на часы в конце рабочего дня, это знак того, что рискованная операция по реинтеграции, которая должна соединить его разделенные половины памяти, начинает действовать.
Трон босса
В «Разделении» руководители на своем этаже спокойно управляют корпорацией, сидя за своими столами в личных кабинетах. Уволенные сотрудники стоят перед сидящим руководителем, ожидая своей очереди высказаться, как при королевском дворе. Режиссеры Джоэл и Итан Коэны часто используют этот образ «человека за письменным столом» в своих фильмах, в том числе в «Большом Лебовски», «Подручном Хадсакера», «Фарго» и «Бартоне Финке». Рабочий стол босса — это барьер между рядовым сотрудиком и реальной властью.

Столы сотрудников, напротив, уязвимы. Их кабинки делают их легкой мишенью для начальников, которые «просто проходят мимо», как в фильме 1999 года «Офисное пространство». Или условия могут быть абсурдно неэффективными, как в научно-фантастической черной комедии 1985 года «Бразилия». Один стол разделен стеной и находится в распоряжении двух сотрудников, которые вынуждены бороться за рабочую поверхность.
Стол начальника и его власть остаются неизменными, даже если человек за ним меняется. В промежутке между двумя сезонами «Разделения» начальницу Хармони Кобел (Патриция Аркетт) заменяет ее подчиненный Сет Милчик (Трэмелл Тиллман). Он занимает ее место и за столом, и в тех же кадрах, где она была.
Лифты как символические порталы
В «Разделении» офисный лифт становится местом трансформации между двумя личностями уволенного сотрудника. По мере приближения к отделу кадров лифт действует как переключатель между внутренней и внешней личностями, и внутренняя личность просыпается на офисном этаже, изолированная от внешнего мира.

В драме 1957 года «Лицо в толпе» падение главного героя с пьедестала происходит в буквальном смысле, когда он спускается на лифте телевизионной компании, наблюдая, как кнопки отсчитывают этажи. В фильме «Подручный Хадсакера», напротив, главный герой, которого играет Тим Роббинс, протискивается в заднюю часть лифта, пока оператор не понимает, что он важен и не едет на верхний этаж. Двери закрываются за ним, и он выглядит обеспокоенным своим подъемом.
Другой важный лифт в «Разделении» находится в конце абсолютно черного коридора. Он ведет на таинственный испытательный этаж и так сильно преследует и нервирует одного из персонажей, что тот неоднократно закрашивает его черной краской.
Инфантилизирующие льготы и еда как счастье

Компания Lumon Industries, показанная в «Разделении», делает акцент на преимуществах своего рабочего места для сотрудников. В сериале клерки стремятся получить в качестве награды за усердную работу шоколадные батончики, «ловушки для пальцев» и танцевальные мастер-классы, что якобы повышает их моральный дух, но в конечном итоге — это смешно. В других сериалах, таких как «Силиконовая долина» и «Брод Сити», запоминающиеся моменты вынужденного веселья также подчеркивают неловкую стерильность офисной жизни.
Особой «радостью» сотрудников, заключенных в офисе, становится еда. В сериале «Офис» грустное празднование сопровождается унылым подносом с фруктами. В «Разделении» все эти корпоративные «трапезы» показаны особенно изощренно и нелепо. «В сериале Apple TV+ обезличенные офисные работники, находящиеся под полным контролем своего работодателя, могут позволить себе немного дыни — в качестве угощения», — пишут о маленьких радостях клерков.