Как научиться смотреть авторское кино? Разбираемся, в чем прелесть фильмов, которые порой кажутся слишком заумными

Среди любителей кино популярно мнение, что авторские фильмы очень скучные и непонятные. Зачем смотреть заумный мрачняк условного Ларса фон Триера, если есть «Форсаж»? Для чего забивать голову сложным артхаусом после трудового дня, если романтические комедии лучше расслабляют и отвлекают? Разбираемся, как (и главное — зачем) научиться смотреть авторское кино.
Как научиться смотреть авторское кино? Разбираемся, в чем прелесть фильмов, которые порой кажутся слишком заумными
Getty Images
Содержание статьи

Зачем нужен артхаус, если есть блокбастеры?

У многих зрителей авторское кино ассоциируется с чем-то мудреным и скучным, в отличие от массового, которое отлично расслабляет и позволяет отдохнуть. Но интерес к блокбастерам не мешает увлечься сложными авторскими картинами. Просто нужно понять, как они работают, и взглянуть на них под другим углом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если цель массового кино – заинтересовать зрителя захватывающей историей и аттракционами, чтобы собрать кассу в прокате, то некоммерческие фильмы выражают личную точку зрения автора на мир. Важно выяснить, зачем режиссер снял этот фильм и что он пытался донести, разобраться в концепции и взглядах создателя, а также как и с помощью чего он раскрывает выбранные им темы. Как в фильме работают визуально-выразительные средства, что означают сюжетные ходы и расставленные для зрителя ориентиры и детали.

В авторском кино почти никогда нет ничего случайного, а режиссер всегда ведет диалог со своим зрителем. Причем не обязательно зацикливаться на его конкретной фигуре, можно проанализировать увиденное через призму собственного восприятия. То есть, чтобы понять авторское кино, в любом случае стоит подключиться к нему лично.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Getty images

Авторское кино как психотерапия

Просмотр авторского кино может помочь зрителю справиться с трудностями и проработать какие-то травмы. Авторы зачастую проецируют свои переживания и жизненный опыт на своих героев. Часто это такие же люди, как и мы. Со своими тараканами в голове, личными или коллективными проблемами и способами справиться с ними. «Подключившись» к фильму, где персонаж проживает некие события и прорабатывает свою травму, пропустив все это через себя, зритель может, например, прокачать навык эмпатии, а также найти ответы на давно мучившие вопросы. Поэтому в своих независимых картинах авторы часто затрагивают темы, связанные с психологией человека. Например, проблемы отцов и детей, кризис среднего возраста, трудности с коммуникацией или посттравматический синдром.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Перед рассветом» — фильм Ричарда Линклейтера, одного из самых известных американских режиссеров авторского кино
«Перед рассветом» — фильм Ричарда Линклейтера, одного из самых известных американских режиссеров авторского кино
Кадр из фильма

Авторское кино как зеркало современности​​​

Независимое кино часто отражает актуальные реалии, и автор выражает собственную точку зрения по этому поводу. Это могут быть как совсем недавние, так и события прошлого, ставшие снова актуальными и важные для режиссера картины. Многие кинематографисты утверждают, что кино не существует вне политики. С их категоричностью можно не соглашаться, но режиссеры-авторы зачастую отталкиваются от своих политических взглядов при создании образов в фильме, чтобы донести до зрителя идеи и мысли. А зритель, разобравшись в этой образности и посыле фильма, может рассмотреть для себя альтернативную точку зрения, либо же внутренне оспорить взгляды автора, то есть, вступить с ним в диалог. Такое кино часто работает как провокация. Оно может разозлить, заставить выйти из зоны комфорта, и именно так заинтересовать думающего зрителя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Роман Михайлов (слева) — один из самых известных режиссеров авторского кино в России
Роман Михайлов (слева) — один из самых известных режиссеров авторского кино в России
Кадр из фильма "Сказка для старых"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Авторское кино как способ расширения кругозора

Авторское кино принято считать трудным для понимания. Блокбастеры развлекают и не оставляют после себя вопросов, а в независимых и фестивальных фильмах черт ногу сломит, и порой кажется, что непонятно, зачем их смотреть. Ответ таков: одни авторские картины воздействуют на чувства, другие вступают в диалог с вашими мыслями. От них не стоит ждать эффекта аттракциона, а взглянуть с другой стороны и узнать для себя что-то новое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Широкая насмотренность может служить инструментом самообразования. Режиссеры-авторы в своих фильмах погружаются в разные жизненные аспекты, которые могут заинтересовать зрителя. Такие картины требуют вдумчивого просмотра, а иногда даже некоторой дополнительный подготовки. Но взамен они многое дают внимательному зрителю.