Для начала давайте разберемся с терминологией. Согласно словарю Мерриам Вебстер, в том значении, которое мы сейчас вкладываем, само слово «супергерой» используют с 1899-го года. Впрочем, истории о борцах за справедливость существовали примерно... всегда.
Как менялись супергерои в российском кино

В поисках справедливости
Филологи напоминают про мифы о Гильгамеше и Геракле, библейского Давида, Робина Гуда. Этот список можно продолжать долго. В несправедливом мире людям всегда нужен был герой, пусть в сказаниях или литературе.
Что же касается классических супергероев из комиксов, то большинство из них, включая троицу в лице Бэтмена, Супермена и Капитана Америки, появились на свет как выражения напряжения и страха перед Второй мировой войной.
Мир впервые увидел этих ребят в конце 30-х – начале 40-х.

Но, опять же ошибочно думать, что это феномен исключительно американской поп-культуры. Например, еще в 1909-м году во Франции выходила серия рассказов про Женщину-птицу, которая боролась с преступностью. А, в Японии 30-х в качестве персонажа бумажного театра был известен Золотой Крылан. Позже он переродился в героя аниме.
Что было у нас
Как и в других странах, в России всегда была своя лига выдающихся джентльменов. Достаточно вспомнить одного персонажа фольклора, способного победить любое зло с помощью хитрости, смекалки, а иногда и собственной... лени. Да, речь про Иванушку-дурачка.
Несмотря на то, что комиксы в России были, и в каком-то смысле традиционный русский лубок (истории в картинках с подписями) тоже к ним относятся, до Революции 1917-го года этот жанр не успел развиться. А в 20-е он перекочевал либо уже в совсем детскую литературу, либо в откровенную сатиру. Зато, важнейшее из искусств сразу взяло на вооружение супергеройскую тематику.
Разумеется, с региональными особенностями. Сегодня мало кто вспомнит бешено популярный в 20-е годы фильм «Красные дьяволята», а вот частичный ремейк на него вы стопроцентно видели, хотя и не знали об этом. Да, речь про храбрых подростков-супергероев времен Гражданской войны, которые способны чуть ли не в одиночку разгромить всю Белую армию. Всеми любимые «Неуловимые мстители» отсылают нас именно к «Красным дьяволятам», хотя в фильме 60-х было многое изменено.
Отечественный кинематограф полон супергероев всех мастей. Справедливый и сообразительный студент Шурик не похож на заокеанского Супермена, но влегкую расправляется с ворами, тунеядцами и похитителями советских студенток-комсомолок.

Интеллигентный Штирлиц, не теряющий самообладание, даже в момент, когда как никогда был близок к провалу. Уверенный в себе Глеб Жеглов, для которого вор должен сидеть в тюрьме, а дело следователя – найти способ туда его отправить.
Я сейчас брата позову
После Перестройки мы наконец-то познакомились с Бэтменом и компанией, и какое-то время казалось, что зрители, привыкшие брать в видеопрокате кассеты с гнусавым переводом больше не захотят видеть на экране простых русских парней в супергеройском амплуа. Пока в 1997-м году не пришел он... Данила Багров. Искусство в общем, и кино в частности всегда отражает реальность, вот и общий всероссийский «брат» с четкой уверенностью в том, что сила в правде, явился помочь уставшему жить в эпоху перемен народу. Он практически молча защищает старика, торгующего на рынке, от рэкетира, билетного контролера от наглого пассажира трамвая, и даже предавшего его брата от всех бандитов разом. Данила Багров – Супермен 90-х годов российского разлива, которого цитируют по сей день. Например, в осенней сериальной премьере «Капельник» главный герой-врач Иван хоть иначе боролся за правду, но ходил все в том же характерном «бодровском» свитере. Отсылка создателей очевидна.

На заре 2000-х в отечественное кино вернулись деньги и желание снимать что-то свое, но с оглядкой на заокеанских коллег. Успешный «Ночной дозор» хоть и основан на книге Сергея Лукьяненко, но сделан по американским лекалам – со спецэффектами. А, Антон Городецкий в исполнении Константина Хабенского в начале чуть нерасторопный и даже немного нелепый, к финалу трилогии оборачивается практически Нео из «Матрицы».
До сих пор не очень понятно, был ли успех трех «Дозоров» действительно связан с выдающимися качествами фильма, или все же просто сработал эффект новизны. К тому же, следующие попытки взрастить супергеройскую тему на русском почве вызывали смешанные чувства «Черную молнию», где гордость советского автопрома «Волга» предстает едва ли бэтмобилем, зрители и критики восприняли неоднозначно. Ну, а разбор откровенных цитат из сразу нескольких киновселенных в «Защитниках» оставим лучше BadComedian. Достаточно сказать одно: нельзя так просто взять и переделать Зверя из «Людей Икс» в отечественного Человека-медведя.
Герои с приставкой «супер» не существуют как сферический конь в вакууме, даже в полном условностей мире фантастики они должны отражают реальность.
Герои нового времени

После нескольких попыток создать удачный кинокомикс на русском языке, в 2021-м году это внезапно удалось режиссеру Олегу Трофиму в фильме «Майор Гром: Чумной доктор». Во-первых, он сделан на оригинальной отечественной серии комиксов. Супергерой здесь – честный полицейский, что уже засчитывается за сверхспособность. Он носит кепку, любит шаверму и верит в то, что главное – бороться с преступностью, а вот как – уже его дело. Очевидный оммаж Глебу Жеглову.
Реальные супергерои, которые борются со злом «на местах» с экранов тоже не исчезли. Интересно, как современные режиссеры исследует тему влияния супергеройской культуры на главных ее потребителей – подростков.

Например, в новом сериале «Стрим», который выходит 9 января на ТНТ и Premier, обычный школьник Жора (Денис Власенко) по вечерам рисует комиксы про выдуманного мстителя. А днем он регулярно сталкивается с несправедливостью – с учителями, которым нет дела до детей. Или с собственными одноклассниками, выбравшими Жору в качества объекта для шуток и издевательств.
Правда, у героя нет никакой суперсилы, кроме все той же «бодровской» правды. Чтобы вытащить ее на поверхность, подросток носит шлем с камерой и стримит все, что скрыто от посторонних глаз. В XXI веке нет нужды иметь непробиваемое тело Супермена или навороченные пушки Бэтмена. Всеобщая прозрачность – это уже оружие, причем очень сильное.

Какими будут Супергерои будущего? Ни один футуролог вам этого не предскажет. Как мы уже сегодня говорили: кино отражает реальность. Значит, нам потребуется еще несколько лет, чтобы увидеть появятся ли новые Глебы Жегловы или экран завоюют очередные Данилы Багровы? Или это будут хрупкие, но честные мальчики, которые попытаются навести порядок пусть не в Готэм-сити, а в собственной школе? Увидим.