Сериал «Переходный возраст» вышел как нельзя кстати. Премьера британской четырехсерийной драмы совпала с громким криминальным делом. Преступник Кайл Клиффорд убил жену и дочерей известного спортивного комментатора Джона Ханта. Кайл искал в интернете женоненавистнические подкасты и смотрел видео Эндрю Тейта за несколько часов до преступления (сейчас преступник приговорен к трем пожизненным срокам). К сожалению, это не единичный случай. Подобные истории попадают в заголовки с пугающим постоянством: недавно подросток Аксель Рудакубайн совершил массовое убийство.
Этот мини-сериал от Netflix называют лучшей драмой года: почему стоит смотреть «Переходный возраст»?

Почему сериал «Переходный возраст» задевает за живое

Впрочем, новое шоу, вероятно, ощущалось бы нервирующим бельмом на глазу, когда бы оно ни вышло. Слишком уж чувствительная тема. Идея принадлежит британскому актеру Стивену Грэму, он придумал сюжет после серии ужасающих насильственных преступлений. В 2021 году двенадцатилетняя Ава Уайт была смертельно ранена ножом четырнадцатилетним мальчиком в Ливерпуле, родном городе Грэма. В 2023-м пятнадцатилетняя Элиан Андам подверглась нападению со стороны семнадцатилетнего Хассана Сентама, вооруженного кухонным ножом, в людном месте у торгового центра в Кройдоне.
Грэм говорит, что эта реальность задела его за живое. На премьере он поделился, что постоянно думал: «Что происходит? Как мы дошли до этого? Что происходит с нашим обществом?» Актер привлек для работы над сценарием первоклассного автора Джека Торна, которого недавно справедливо расхваливали за «Токсичный город», а ранее — за франшизу «Это Англия». Вместе они создали жесткую и душераздирающую драму, задающуюся вопросом, почему мальчики совершают такие действия по отношению к девочкам.

Это уже не фантазии, это реальность
Искренний мини-сериал, в котором Грэм сыграл одну из главных ролей, рассказывает о семье Миллер, чья жизнь рушится до основания, когда полиция вламывается в их дом. Тринадцатилетнего Джейми арестовывают за убийство одноклассницы Кэти. Идея может показаться надуманной, но за последнее десятилетие число подростков в Великобритании, убитых ножом или острым предметом, возросло на 240 процентов.
Кроме того, шоу поднимает тему кибербуллинга, пагубного влиянии социальных сетей и непостижимого давления, с которым сталкиваются подростки сегодня. Мужская ярость, токсичная маскулинность, онлайн-мизогиния — это уже не фантазия, это реальность.

Эдди, отец мальчика, самозанятый водопроводчик, проводит первый час в шоке. Полицейская облава и арест ребенка — это не то, что ожидаемо в его повседневности. Мужчина склонен верить заявлениям сына о невиновности, как и любой (почти) родитель, пока... его сознание не сталкивается с леденящими душу кадрами яростных и множественных ножевых ранений. То, что демонстрирует на экране Стивен Грэм, которого мы знаем в основном по небольшим работам в криминальных фильмах с черным юмором, может быть мастер-классом для коллег.
Кто еще снимался в «Переходном возрасте»
Еще одну заметную актерскую работу проделывает Эшли Уолтерс, играющий роль ведущего следователя Люка Баскомба. Он говорит, что подумывал бросить профессию и переквалифицироваться в режиссера, но «Переходный возраст» изменил решение. Сюжет его тронул, так как подростком Уолтерс был приговорен к восемнадцати месяцам тюрьмы за хранение оружия. Актер признается, что «плакал почти каждую ночь», изучая сценарий.

Однако главное внимание сериала сосредоточено все же на персонаже пятнадцатилетнего актера Оуэна Купера. Его дебют и критики, и публика уже назвали феноменальным. Играя Джейми, новичок переходит от вызывающего сочувствие к по-настоящему пугающему, от потерянного маленького мальчика к злобному юноше. Порой начинающий актер делает это на одном дыхании, заявляя о себе как о главном таланте в этом проекте.

Технические приемы и производство
Режиссером «Переходного возраста» стал Филипп Барантини, явно обожающий съемку одним долгим кадром. Работая над фильмом «Точка кипения» в 2021 году, он использовал этот же прием и снимал все непрерывным дублем. Каждый эпизод сериала снят в бесшовном стиле, что создает эффект присутствия и нагнетает тревогу. Камера никогда не покидает место действия, и зрители тоже не могут этого сделать, хотя порой и хочется. Это не броский трюк, а способ усилить гудящее напряжение и клаустрофобию в режиме реального времени.

Интересно, что шоу вышло на платформе Netflix, о которой вряд ли можно сказать, что она щедра на «типично британские» драмы. Кроме того, сервис не очень любит самодостаточные концентрированные истории, которые ошеломляют, держат в напряжении и рассказывают максимум всего за четыре энергичных эпизода.
Может ли сериал «Переходный возраст» чему-то научить
«Переходный возраст» рассказывает, как внешне нормальный, но внутренне ненавидящий себя и восприимчивый подросток может быть радикализирован, и никто этого не заметит. Родители вспоминают, как Джейми приходил из школы, сразу поднимался наверх, хлопал дверью спальни и проводил часы за компьютером. Они думали, он в безопасности. Они думали, что делают все правильно.

Пока родители учат детей правильно переходить дорогу и не разговаривать с незнакомцами, они могут забыть о том, что использование интернета тоже требует обучения и контроля. Считая, что ребенок занят играми или общением, семья может пребывать в блаженном неведении, пока тот падает в бесконечный кошмар маносферы, онлайн-культов и дипфейков. Одну из таких историй видят зрители «Переходного возраста».
Сериал получил единогласное одобрение и блестящие рецензии. Уже сейчас его называют лучшей драмой всего года. Это довольно щедрое обещание, но в оставшиеся месяцы 2025-го телевидению придется постараться, чтобы превзойти «Переходный возраст». На пользу шоу работает его некоторая старомодность, ориентация на проблемные и социально значимые вопросы. Оно не так откровенно политично, как тот же «Токсичный город» Джека Торна, но, кажется, может стать отправной точкой для позитивных изменений в реальном мире.