Еще одна попытка: Netflix снимет ремейк «Куджо» по роману Стивена Кинга. Почему этот проект может провалиться?

Первой киноверсией многие зрители остались недовольны.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Еще одна попытка: Netflix снимет ремейк «Куджо» по роману Стивена Кинга. Почему этот проект может провалиться?
Кинопоиск
Стивен Кинг — один из самых экранизируемых авторов нашего времени. По его историям с завидной регулярностью снимают фильмы и сериалы. Да и сам писатель не прочь погрузиться в мир кино: он пишет сценарии, продюсирует, а иногда даже выступает в роли режиссера. Однако по-настоящему успешных адаптаций не так уж и много. Недавно Netflix анонсировал ремейк знаменитого хоррора «Куджо», основанного на одном из его романов. Первый же фильм, вышедший в 1983 году, разочаровал многих поклонников Кинга. Так в чем же причина частых неудач в экранизациях его произведений? Разбираемся.
Содержание

О чем книга «Куджо»

Роман «Куджо» вышел в 1981 году. Кинг признается, что не помнит, как работал над книгой — в тот период автор крепко прикладывался к бутылке и употреблял запрещенные вещества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Есть один роман, "Куджо", который я не помню, как написал. Я говорю это не с гордостью или стыдом, а лишь со смутным чувством печали и потери. Мне нравится эта книга. Хотел бы я помнить, как наслаждался хорошими моментами, когда записывал их»,рассказывал писатель.

Кинопоиск

«Куджо» — это не просто триллер, а метафора зависимости, с которой тогда боролся автор. История разворачивается вокруг матери и ее маленького сына. Они оказываются в смертельной ловушке: машина сломалась, а на улице их поджидает бешеный сенбернар по имени Куджо. Когда-то этот пес был ласковым и дружелюбным, но после укуса летучей мыши превратился в кровожадного монстра. Герои вынуждены бороться за жизнь, столкнувшись с ужасами внешнего мира и собственными внутренними страхами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск
Голосуйте за любимых актеров, режиссеров и лучшие премьеры 2024 года — только вы определяете победителей премии Men Today Trends/Кино. Перейти к голосованию.

Что не так с первым фильмом

Первая экранизация романа от режиссера Льюиса Тига вышла в 1983 году. При скромном бюджете в 6 миллионов долларов она смогла собрать 21 миллион в мировом прокате. Но коммерческий успех не избавил картину от шквала критики. Зрители разделились на два лагеря: одни хвалили напряженную атмосферу, другие упрекали в упрощении оригинальной истории.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Не секрет, что при экранизации порой приходится жертвовать некоторыми деталями сюжета. Так случилось и с «Куджо». Ограниченный хронометраж восьмидесятых годов не позволил сценаристам перенести на экран всю ту многослойную проработку персонажей, которая есть в романе. В результате зрителям до конца не раскрыли мотивацию героев. Если в книге их действия вызывали сочувствие и понимание, то на экране они стали казаться неубедительными и иногда даже раздражающими. В итоге картина лишилась психологической глубины, которая была в оригинале.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кинопоиск

Однако недостатки сценария компенсируются визуальной составляющей. Бешеный сенбернар, ставший воплощением кошмара, выглядит действительно жутко. Для создания его образа на съемках было задействовано пять дрессированных собак, сложные механические конструкции и даже актер-каскадер в лохматом костюме. Каждая деталь — от зловонной пены на клыках до воспаленных глаз — усиливает ощущение страха. Только один вид Куджо заставляет зрителей усомниться в привычной истине, что собака — лучший друг человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие еще были неудачные экранизации

Стивен Кинг, безусловно, король жанра. На его счету более двухсот экранизаций — внушительное число, но, увы, среди них далеко не все могут похвастаться качеством. Среди общепризнанных шедевров, таких как «Сияние» и «Побег из Шоушенка», есть немало проходных работ.

Кадр из фильма «Максимальное ускорение» (1986)
Кадр из фильма «Максимальное ускорение» (1986)
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возьмем, к примеру, «Максимальное ускорение» (1986), где Кинг впервые сел в режиссерское кресло. История про грузовики, восставшие против человечества, обещала стать чем-то устрашающим, но на деле превратилась в карикатурный фильм, который смешно смотреть, но больно вспоминать. «Проблема в том, что во время съемок я был постоянно обдолбан и вообще не соображал, что делаю», оправдывался писатель.

Кадр из фильма «Ночная смена» (1990)
Кадр из фильма «Ночная смена» (1990)
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ночная смена» (1990), снятая Ральфом С. Синглтоном, стала типичным ужастиком, состоящим из набора клише, а «Темная половина» (1993) Джорджа Ромеро оказалась неожиданно пустой, несмотря на свой мрачный потенциал. Она не смогла передать глубины размышлений Кинга о двойственной природе творчества.

Кадр из фильма «Темная половина» (1993)
Кадр из фильма «Темная половина» (1993)
Кинопоиск

В 1997 году писатель, известный своей нелюбовью к экранизации «Сияния» Стэнли Кубрика, решил взять реванш. Кинг совместно с режиссером Миком Гэррисом выпустил телевизионный сериал, который должен был восстановить справедливость и вернуть произведению все, что, по его мнению, было утрачено. Однако результат оказался, мягко говоря, спорным. Сценарий, написанный самим Кингом, был растянут до неприличия: почти пять часов экранного времени ушли на подробное, но изнурительное разжевывание предыстории семьи Торранс. Попытка «исправить» Кубрика обернулась посредственным проектом, который остался в тени культового фильма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кадр из мини-сериала «Сияние» (1997)
Кадр из мини-сериала «Сияние» (1997)
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Такая же участь постигла и сериал от Apple TV+ — «История Лизи» (2021). Несмотря на мощный актерский состав и высокое качество съемок, проект оказался затянутым. Вместо захватывающего триллера зрители получили чересчур медленный и перегруженный деталями сериал.

Кадр из сериала «История Лизи» (2021)
Кадр из сериала «История Лизи» (2021)
Кинопоиск
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В чем проблема

Неудачные экранизации произведений Кинга, как правило, имеют одни и те же проблемы. В сериалах это обычно либо чрезмерно растянутое повествование, либо наоборот, слишком скомканный сюжет, часто нарушающий логику из-за флешбэков и скачков во времени. Особенно сильно страдают те адаптации, к которым сам Кинг приложил руку в качестве сценариста. Он слишком привязан к своим текстам и не может позволить себе те необходимые сокращения, которые обычно требуются для кино. Но и в тех случаях, когда создатели решают сильно отойти от оригинала, результат тоже нередко оказывается неудачным.

По мнению автора Screen Rant Алиши Граузо, главная проблема киношников — это отсутствие понимания того, что на самом деле стоит за книгами Кинга. Его ужасы не играют на привычных хоррор-штампах, они подкрадываются незаметно, постепенно создавая атмосферу тревоги и страха. Вместо того чтобы сосредотачиваться на внутреннем конфликте, кинематографисты часто прибегают к кровавым сценам и спецэффектам, забывая, что настоящие чудовища в произведениях автора — это внутренние демоны героев.