Однажды оскароносный сценарист Уильям Голдман сказал, что никто никогда не знает, как точно распределятся премии. При этом он добавил, что ни один профессионал киноиндустрии не может назвать наверняка, что сработает на этот раз и принесет заветную статуэтку. Однако вся эта неизвестность не мешает людям — и экспертам, и обычным зрителям — строить теории о том, у каких фильмов есть шансы на успех.
Что стоит за победой на «Оскаре»: 5 главных теорий

Наука обратила внимание на «оскарологию»

За долгие годы наблюдения за оскаровской гонкой сложилось много теорий, и среди самых популярных идей выделяются следующие:
- фильмы, получившие «Оскар», не всегда являются лучшими;
- существует формат, в котором чаще всего работают победители;
- получение «Оскара» на самом деле является долгосрочным проклятием.
По словам профессора Лондонского университета Андре Спайсера, который исследует организационное поведение людей, вокруг подобных теорий много спекуляций. Поэтому ученому было интересно изучить фактические доказательства того, что он назвал «оскарологией».
Теория первая: все предсказуемо
Одна из самых распространенных теорий заключается в том, что распределение статуэток «Оскар» в тот или иной год вполне предсказуемо. Как отмечает Спайсер, интересно, что в этой идее есть доля правды. Так, один статистический анализ показал, что, отслеживая ряд факторов, можно предсказать победителей премии в четырех основных категориях с общей точностью 69%.

Факторы, которые учитываются при составлении прогнозов, включают получение номинантом ранее «Золотого глобуса» или премии Гильдии режиссеров. Кроме того, важно, имели ли режиссеры и актеры номинации на «Оскар» в прошлые годы. Предшествующий успех — сильный индикатор потенциальной победы, но есть важное исключение. Приверженцы этой теории говорят, что предыдущая премия «Оскар» означает, что номинант в категории «Лучший актер» или «Лучшая актриса» с гораздо меньшей вероятностью победит снова.
Теория вторая: «Оскар» обеспечивает финансовый успех
Вторая теория, о которой говорит Спайсер, заключается в том, что получение премии «Оскар» — это золотой билет на пути к большой финансовой выгоде. Ученый отмечает, это действительно так. Результаты исследования, на которое он указывает, говорят, что фильмы, актеры и актрисы из которых победили в главных или второстепенных категориях, получают существенный прирост кассовых сборов в США.

Еще одно исследование показало, что номинации на «Оскар» действительно оказывают положительное влияние на кассовые сборы, тогда как фактическая победа дает более скромный прирост.
Теория третья: на победу влияет формат
Следующая популярная теория заключается в идее о том, что обладатели премии «Оскар» следуют определенным рамкам. Есть исследования, которые действительно обнаружили существование формата, достойного «Оскара». Режиссеры часто используют такие жанровые приманки, как военные фильмы, исторические эпосы и биографии. Кроме того, премией часто отмечаются фильмы, имеющие такие сюжетные элементы, как военные преступления, инвалидность, политические интриги и шоу-бизнес.

Однако создание форматного фильма, достойного «Оскара», не является гарантией успеха, хотя даже номинация окупается большой финансовой отдачей. Те же картины, которые соответствуют формату, но не получают номинацию, как правило, несут большие убытки.
Теория четвертая: качество фильма не важно
Следующая теория, которая показалась Андре Спайсеру интересной, гласит, что получение «Оскара» больше зависит от связей фильма, а не от его качества. Ученый говорит, в этом есть доля правды. Так, исследователи обнаружили, что один из способов повысить шансы на победу — стать частью устойчивых сетей киноиндустрии и работать вместе с людьми, которые уже выигрывали награды.

По словам Спайсера, существуют некоторые показатели того, что «Оскары» не обязательно достаются киношедеврам. Согласно одному анализу, который сравнивает победителей со списками лучших фильмов всех времен, лишь 26 процентов картин, которые появились в трех основных рейтингах, также оказывались награжденными.
Теория пятая: проклятие «Оскара»
Последняя теория заключается в том, что существует «проклятие Оскара»: получение премии приводит к личной и профессиональной трагедии. Эта идея кажется Спайсеру сомнительной, так как одно исследование обнаружило, что обладатели награды живут примерно на год дольше, чем их менее успешные коллеги.

В ходе другой работы было выявлено, что получение премии «Оскар» приводит к большему профессиональному успеху. При этом победители и номинанты появляются в большем количестве фильмов, чем коллеги.
«Оскарология»: выводы
Теории вокруг премии «Оскар» могут быть не на сто процентов верными, однако они дают полезное приближение к тому, как можно прогнозировать и на что обращать внимание. Как отмечает Спайсер, достижения в прошлом, активность в социальных сетях и следование формулам — хорошие индикаторы потенциального успеха.