Номинироваться на премию могут фильмы, появившиеся в прокате с первого по последний день календарного года, то есть второго марта 2025-го за награды будут бороться картины, вышедшие с первого января по 31 декабря 2024-го. Заявки подаются в течение года, но не позднее, чем через шестьдесят дней после премьеры в кинотеатрах. При этом каждая картина может претендовать на несколько номинаций.
Что не так с премией «Оскар»: как выбирают номинантов и почему некоторые отличные фильмы остаются без внимания?

Как фильмы номинируются на «Оскар»
Академия кинематографических искусств и наук, ответственная за премию, состоит из семнадцати отделений, которые представляют различные специальности: режиссура, операторское искусство, дизайн костюмов и так далее. Точное число членов академии не раскрывается, однако известно, что их около 10 000.

За два месяца до главной церемонии происходит пятидневное голосование, после чего публикуется полный список номинантов. Обычно это происходит в середине или конце января.
Кто номинирует фильмы на «Оскар»
Когда приходит время выбирать номинантов на премию «Оскар», представители каждого из семнадцати отделений академии голосуют за потенциальных победителей в соответствующих категориях. Режиссеры голосуют за лучшую режиссуру, сценаристы — за самые яркие сценарии, актеры — за лучших исполнителей мужских и женских ролей, ну и далее по списку.

Каждое отделение получает лонглист с номинантами, после чего выбирает пять лучших в своем разделе, а далее — победителя. Затем результаты отправляют в аудиторскую компанию PricewaterhouseCoopers, которая ведет подсчет: работы, за которые проголосовало большинство представителей гильдии, забирает награду.
Кто попадает в номинацию «Лучший фильм»
Чуть более сложно устроена номинация «Лучший фильм». Академикам необходимо расставить пятерку номинантов от первого места к последнему, в итоге победит та лента, что набрала более пятидесяти процентов одобрения. Это называется преференциальным голосованием. Однако иногда академия все равно принимает спорные решения. Дело в том, что к моменту вручения премии «Оскар» большинство потенциальных номинантов уже получили другие престижные кинонаграды, и срабатывает что-то вроде стадного инстинкта.

Вот лишь некоторые из самых странных номинантов в этой категории, которые в итоге получили заветные статуэтки:
- довольно затянутый байопик «Жизнь Эмиля Золя», снятый Уильямом Дитерле в 1937 году;
- цирковой эпос «Величайшее шоу мира» на 152 минуты с немыслимым для 1952 года бюджетом в 4 000 000 долларов от Сесила Б. Демилля;
- романтическая драма 1955 года «Марти» Делберта Манна;
- трехчасовой приключенческий фильм «Вокруг света за 80 дней» Майкла Андерсона 1956 года;
- сентиментальный фильм «Из Африки», снятый Сидни Поллаком в 1985 году;
- исторический эпос «Храброе сердце» Мела Гибсона 1995 года;
- байопик «Игры разума» 2001 года Рона Ховарда;
- мюзикл 2002 года «Чикаго» от режиссера Роба Маршалла;
- драма Пола Хаггиса «Столкновение» 2004 года;
- «Зеленая книга» Питера Фаррелли 2019 года.

Несправедливость премии «Оскар»
Ежегодно множество заметных и даже отличных фильмов не получают должного внимания не премии «Оскар». Можно вспомнить великого «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса 1941 года и «Головокружение» Альфреда Хичкока 1958 года. Первый получил несколько номинаций, но победил лишь в категории «Лучший оригинальный сценарий». Второй был номинирован на премию лишь в категориях «Лучшие декорации» и «Лучший звук», но не получил ни одной статуэтки.

А вот несколько легендарных фильмов, которые не номинировали на «Оскар» вообще:
- романтическая комедия Чарльза Чаплина «Огни большого города» 1931 года;
- комедия «Воспитание крошки» Говарда Хоукса 1938 года;
- остроумная комедия Говарда Хоукса «Его девушка Пятница» 1940 года;
- нестареющий анимационный фильм «Леди и Бродяга» 1955 года;
- нуарный триллер «Печать зла» Орсона Уэллса 1958 года;
- спагетти-вестерн Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой» 1966 года;
- экранизация Стэнли Кубрика книги Стивена Кинга «Сияние» 1980 года (режиссер также не получил номинаций с фильмом 1999 года «С широко закрытыми глазами»);
- научно-фантастический фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» 1982 года;
- романтическая драма Ричарда Линклейтера «Перед рассветом» 1995 года;
- культовый «Большой Лебовски» от братьев Коэнов 1998 года.

В этом году у кинолюбителей тоже остались вопросы. Например, ремейк шедевра немецкого экспрессионизма «Носферату» от режиссера Роберта Эггерса не удостоился номинации в главных категориях, но был заявлен на премию за блестящую операторскую работу, дизайн костюмов, макияж и прически, а также в номинации «Лучшая работа художника-постановщика».
Также не в восторге и поклонники Анджелины Джоли: ее исполнение оперной певицы Марии Каллас в байопике «Мария» прошло мимо внимания академиков. Ленту отметили лишь в категории «Лучшая операторская работа».