10 героев Жан-Поля Бельмондо, на которых хочется равняться
На последнем дыхании (1960)
Роль в фильме Жан-Люка Годара, с которой началась всемирная слава Бельмондо, причём реактивно и бесповоротно. Образ молодого маргинала Мишеля Пуаккара, фанатеющего с американских гангстерских фильмов, по нынешним меркам смотрится ещё более аморально: сексист, грубиян, пройдоха, да ещё и убийца. Но тем удивительнее, как в такого отвратительного персонажа Бельмондо умудрился вложить столько обаяния и внутренней силы, что даже когда наступает время для последнего дыхания, мы не можем смотреть на это без восторга.
Стукач (1962)
После успеха «На последнем дыхании» Бельмондо сыграл в фильме его идейного вдохновителя – классика гангстерского кино Жан-Пьера Мельвиля. В «Стукаче» он исполнил роль человека, вынужденного не от хорошей жизни балансировать между двумя гранями: помогать знакомому вору, чтобы раздобыть деньжат, и сотрудничать с полицией, снабжая её сведениями о деятельности преступников. Само собой, долго это продолжаться не может, и однажды Сильену предстоит попасть в ситуацию, выйти из которой можно либо живым, либо мёртвым.
Борсалино (1970)
Как пройти мимо фильма, где играют сразу два главных секс-символа французского кино – Бельмондо и Ален Делон? Оба исполнили роли гангстеров со звучными именами Франсуа Капелла и Рок Сиффреди (да-да, прямо как имя итальянского порноактёра – он, кстати, фанат этого фильма), которые решают прибрать к рукам всю организованную преступность в городе и для этого устраивают марш по головам. Бельмондо здесь – практически на пике своих маскулинных возможностей: он суров, брутален и одним взглядом может привести в ужас целую ораву бандитов.
Великолепный (1973)
Ещё одна классическая роль Бельмондо, в которой он играет двух героев. Первый – застенчивый писатель Франсуа Мерлен, прозябающий в нищете и пишущий бесконечные шпионские романы. Их герой (второе амплуа актёра) – секретный агент Боб Сен-Клер, способный спасти мир, обвести вокруг пальца агентов страны врага и очаровать любую женщину. Такая забавная пародия на фильмы о Джеймсе Бонде, а заодно кино о том, что в любом, даже самом закрытом «очкарике» может дремать настоящий супергерой. Но главное при этом – всегда оставаться собой.
Страх над городом (1975)
Мрачный триллер, временами даже слишком мрачный для славящегося своей лёгкостью французского кино, повествующий о маньяке, который убивает молодых девушек и держит в страхе весь Париж. Бельмондо играет полицейского, который в процессе поимки своего давнего врага (а он и есть маньяк) успел здорово облажаться, и теперь найти убийцу для него – дело чести. Здесь актёр показывает все чудеса своего сумасшедшего темперамента: бегает по крышам, ездит на вагоне метро и, конечно пускается в бесконечные погони. Даже любви места почти не нашлось – всё очень серьёзно.
Труп моего врага (1976)
Экранизация лауреата Гонкуровской премии, французского писателя Фелисьена Марсо, чей многосложный роман режиссёру Анри Вернёю удалось воплотить в шикарной гангстерской саге. Бельмондо играет бывшего владельца казино, чей бизнес отобрали, а его самого из-за ложного обвинения в убийстве отправили в тюрьму. Оказавшись на свободе, он начал противостояние с крупным промышленником Леклеру и его семьей, поклявшись разрушить его империю, построенную на наркотиках и убийствах.
Чудовище (1977)
Слегка чрезмерная, даже слегка китчевая комедия, и одна из самых смешных ролей Бельмондо, где он решил покорить все возможные высоты – исполнить все трюки, постоять на крыле летящего самолёта и снова сыграть сразу две роли. Первый Жан-Поль – умелый, но совершенно безответственный каскадёр, чьи выходки дорого обходятся сотрудничающим с ним компаниям; второй – изнеженный французский актёр, боящийся высоты, которого первый решается подменить, ведь они похожи, как близнецы. В некотором роде, это такая автопародия на самого себя; плюс ещё одна ужасно смешная пародия на наивную брутальность «бондианы».
Профессионал (1981)
Пожалуй, самый известный фильм с Бельмондо среди массовой публики – кто не ревел скупыми мужскими слезами над концовкой под знаменитую музыку Эннио Морриконе? Для тех, кто в танке: в этом фильме актёр сыграл роль французского спецагента, которому заказали убийство президента африканской банановой республики. Его подставляют свои же, но он не отказывается от дела, будучи уверенным, что долг родине надо возвращать (на деле все куда прозаичнее). Можно поучиться у Бельмондо патриотизму и преданности – их в его герое зачастую куда больше, чем в любом персонаже многих ура-патриотических фильмов.
Ас из асов (1982)
Остроумная комедия, сложенная из плохо сочетающихся, на первый взгляд, вещей. Бельмондо играет Джо, бывшего лётчика, ныне – тренера боксёрской сборной (актер, кстати, и сам в молодости занимался боксом), отправившегося в Германию на Олимпиаду 1936 года. Там он встречает еврейского мальчика, которого нужно спасти от нацистского режима, девушку, в которую влюбляется, и бывшего врага, некогда ставшего другом – который стал в настоящем агентом Люфтваффе. Теперь Джо предстоит вернуться на родину сухим, невредимым – и, желательно, с победой, друзьями и любовью.
Баловень судьбы (1988)
Нетипичная для Бельмондо роль человека, потерявшего внутренний стержень. Он играет мужчину, который некогда занялся успешным цирковым бизнесом, но перестал радоваться жизни и уехал в Африку, чтобы скрыться ото всех, включая самого себя. Там он встречает некогда несправедливо уволенного им сотрудника и понимает, что побег от мира был не лучшим решением. Постепенно он находит силы, чтобы вновь воспрянуть духом и вернуться в привычную предпринимательскую колею. Кино о том, что никогда не стоит забывать о своей крутости, что бы ни происходило.
Читайте еще: