Jagged Alliance 3: достойное возвращение или снова неудача? Разбираемся, каким получилось продолжение легендарной игры

Звучит, как первоапрельская шутка для тех, кто в теме, но да: Jagged Alliance 3 официально вышла. И это не очередная «игра по мотивам» вроде Back in Action или российских поделок, а полноценный триквел к легендарной «двойке». Каким получилось долгожданное для многих продолжение? Разбираемся, что так и что не так с новой частью культовой серии видеоигр.
Jagged Alliance 3: достойное возвращение или снова неудача? Разбираемся, каким получилось продолжение легендарной игры
THQ Nordic
Содержание статьи

Я в танке. Что такое Jagged Alliance?

Jagged Alliance, она же JA, она же «джага» в народе — серия пошаговых тактических игр, в которых вы управляете отрядом наемников в вымышленном южноамериканском регионе. Наиболее известна и популярна вторая часть, вышедшая аж в 1999 году — в ней игрок оказывается в стране Арулько, где пришедшая к власти в ходе военного переворота королева установила хунту. Главная цель — свергнуть режим при помощи отряда наемников, выполняя разнообразные задачи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
THQ Nordic

Наравне с серией XCOM Jagged Alliance заложила основы жанра «пошаговой тактики» — мы нанимаем наемников разных специализаций на определенный срок, снабжаем их необходимым оружием, захватываем порты, блокпосты и шахты с алмазами, чтобы обеспечить себе надежный финансовый поток, выполняем задания и движемся к цели. В бою вы и противник ходите по очереди; обычно вражеских бойцов гораздо больше, чем наемников под управлением игрока, но игровые персонажи более опытные, живучие и меткие. Важно, что наемники должны уживаться друг с другом — два персонажа, не переносящие друг друга на дух, будут и замедлять рост навыков, и плохо влиять на общую мораль в команде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
THQ Nordic
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кто сделал JA3?

Во всем мире и, особенно, в России серия JA почему-то особенно популярна. В частности, именно российские разработчики пытались делать многочисленные «игры в духе», например, «ДЖАЗ: Работа по найму», первоначально называвшаяся Jagged Alliance 3D, и «Бригада Е5: Новый альянс» (во второй, правда, бои были в реальном времени, а не пошаговые). Правда, эти игры, как и многие другие со словами Jagged Alliance в названии (Back in Action, Flashback, Rage и даже Jagged Alliance Online) особо успеха не имели, а то и вовсе были разгромлены критикой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
THQ Nordic

Официальную третью часть (многие игры, выходившие под этим брендом, изначально носили «тройку» в названии, но потом меняли ее на подзаголовок) анонсировали в 2021 году, через 6 лет после того, как игровой издатель THQ Nordic (создатели Titan Quest) выкупили права на серию у компании bitComposer. Бета-версию игры разработчики выложили еще в апреле этого года, и игроки оценили ее весьма положительно. 14 июля состоялся официальный релиз третьей части, которого игроки ждали почти четверть века. Разработала игру болгарская компания Haemimont Games, создатели трех частей серии Tropico и Surviving Mars.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
THQ Nordic
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какой получилась Jagged Alliance 3?

В основном, игроки и критики очень довольны: отмечается, что это первая игра, которую действительно можно назвать продолжателем традиций легендарной серии. Все потому, что, несмотря на современную графику и переход в 3D, это, по сути, все та же Jagged Alliance 2, самая «правильная» часть. Механики изменились не сильно: игроки все так же участвуют в планомерном захвате игровой карты (на этот раз на кону судьба страны Гран-Шьен, чьего президента нам предстоит освободить), проводят операции на небольших, но насыщенных локациях, ведут менеджмент наемников и закупают для них оружие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
THQ Nordic

В отличие от предыдущих, менее удачных игр, выходивших после JA2, здесь все сделано так, чтобы впечатлить «ветеранов» серии. Даже знаменитый интерфейс ноутбука, через который мы ведем менеджмент команды — на месте. Сохранен ряд старых «легенд» серии, вроде наемника Ивана Долвича, культового среди российских игроков персонажа, похожего на Дольфа Лундгрена. Тактическая часть все так же на уровне благодаря высокой степени вариативности и хардкорности: если действовать неаккуратно, вашу команду перебьют за пару ходов, зато если проявить тактический гений, то удастся «накрыть» противника вообще без потерь, грамотно используя навыки бойцов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
THQ Nordic
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что не получилось?

К сожалению, есть и недостатки. Одним из них называют искусственный интеллект противников: временами враги ведут себя совершенно бестолково, покидая выгодные позиции и получая пулю в лоб на открытой местности от игрока. Кроме того, игра по плохой современной традиции наполнена багами, в том числе и критичными: например, долгими загрузками, во время которых игра порой просто зависает, или ошибками в поведении NPC, из-за чего те не выполняют действия, необходимые для успешного завершения квеста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
THQ Nordic

Одним же из главных недостатков игры (хотя для кого-то он будет спорным) называют почти полное отсутствие свежих идей и отличий от предыдущей части. По сути, это Jagged Alliance 2, но в 3D, со всеми вытекающими: например, раздражающим «случайным» просчетом вероятности попадания (когда ваш герой 10 раз подряд стреляет по врагу почти в упор из дробовика и раз за разом промахивается), который не позволяет полноценно просчитать тактику на поле боя. Это, по сути, такой вольный ремейк второй части, сделанный людьми, очевидно, влюбленными в серию. Кто-то назовет это плюсом, кто-то скажет, что это устаревший подход.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
THQ Nordic

Играть или нет?

Да, в том случае, если вы регулярно возвращаетесь ко второй «джаге» и можете, не глядя, отличить спрайт АК-74 от АКМ. Если вы не играли во вторую часть и не испытываете к ней священного пиетета, то можете уйти разочарованным — несколько устаревшими механиками, низким уровнем искусственного интеллекта и общей архаичностью. В то же время, это отличная пошаговая тактика, с массой дополнительного контента и невероятной вариативностью прохождения, и если вы как следует вникнете в местные механики, то оторваться потом вряд ли сможете до возвращения Гран-Шьена к нормальной жизни.