NFT и классическое искусство: вытеснят ли крипта-арты реальные полотна в эпоху постоянной нестабильности

Посещая выставки и ярмарки современного искусства, мы все чаще можем замечать замечать среди привычных, осязаемых арт-объектов – настоящую цифровую феерию. Назвать эти работы произведением искусства, пусть даже и очень современного, решаются далеко не все. Но тем не менее, людей, готовых выложить за мерцающий виртуальную иллюзию баснословные деньги, становится все больше. О том, как мы к этому пришли рассказал художник-концептуалист, автор уникального проекта, выставки человеческих воспоминаний «#КриптаМгновений» Евгений Гриневич.
NFT и классическое искусство: вытеснят ли крипта-арты реальные полотна в эпоху постоянной нестабильности
Freepik

«В то же мгновение, когда тебя перестает вдохновлять то, что происходит вокруг, и ты начинаешь думать о прошлом, лучше уйти на пенсию. Необходимо интересоваться настоящим, тем, что приходит на смену, эволюцией», – говорил великий Карл Лагерфельд. И был абсолютно прав: каждая эпоха и период времени оставляют свой культурный код.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вспомним, как все начиналось. Ранняя наскальная живопись получила развитие с появлением красок, так постепенно искусство становится всё более реалистичным. Затем наступает Ренессанс: сначала это сакральное искусство, потом классическое. Значительные перемены случились в период промышленной революции. Именно в этот период меняются принципы коллекционирования. Промышленники и буржуа стали вкладывать капитал в искусство – в то, что было понятно для них. И этим понятным искусством стал импрессионизм, зародившийся во Франции в конце 1890-х годов, ведущими представителями которого были Клод Моне, Ренуар, Писсарро, Моризо, Сислей и Жан Фредерик Базиль.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В начале XX века расцвет получает конструктивизм, просуществовавший в СССР с 1915 по 30-е годы. Это Малевич, Шагал, Родченко, Филонов — то, чем знаменита русская художественная школа. Также это направление имело успех в Германии (Баухаус) и Голландии (Де Стейл). В конце 60-х — начале 70-х мир узнал о концептуальном искусстве. Дюшан в Европе, Кошут в Америке, у нас – Кабаков и Булатов. Вскоре начинается бум поп-арта – в первую очередь в лице Энди Уорхола, который показал всему миру, что консервные банки и плакаты — тоже могут быть искусством. А случилось это благодаря его дружбе со многими медийными персонами того времени, которые по фану, не зная, куда девать деньги, приобретали себе его работы, в первую очередь – афиши, на которых они сами и были изображены.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Европа в это время идет еще дальше и здесь появляется перформанс. Вообще, весь двадцатый век ознаменован тем, что теперь формы искусства стали обновляться не раз в столетие, а каждые 15-20 лет. Фотография становится не только «наивной карточкой на память», ей посвящают большие выставки, развивается глянец. С появлением телевидения и доступностью видеосъемки появился видеоарт.

Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот и сейчас наступила новая эра в искусстве – цифровая. Как когда-то XVII-XVIII веках судьбы художников вершили промышленные воротилы, которые покупали их произведения, так же и сейчас мастера творят в угоду самого обеспеченного класса населения планеты — компьютерным гениям, IT-гуру, наполняющих Кремниевую долину. Это поколение 30-40-летних, кто начинал свое кибер-будущее с приставки «Денди», потом покупал заставку для первого мобильного телефона Nokia 3310, а теперь, следом за изобретением криптовалюты, создает виртуальное искусство. Выходит, что сегодня создают арт не художники в привычном понимании, а бывшие геймеры.

Но, как говорят римляне: Ars longa, vita brevis – «Нет ничего постоянного, чем искусство». И выбор каждого из нас – признавать это искусством или нет. Но, безусловно, цифровое, виртуальное, искусство соприкосновений и эмоций – уже случившийся факт и на наших глазах оно получит огромное динамическое развитие. Ну, а мне, как художнику, особенно интересно, найду ли я себя в этой форме и что последует за цифрой: может быть, искусство космических путешествий? Когда-то Даниель Дефо, предсказывая космические путешествия в принципе, подвергался высмеиванию. Или вспомним замечательный фильм «Симона» 2002 года с Аль Пачино, героиня которого – цифровая актриса. Тогда, двадцать лет назад, это казалось чем-то непостижимом, а сегодня такой работой уже никого не удивишь.