Муралы в России и мире: 11 самых интересных работ стрит-арта
![](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/6e9/6e975132a41701397b37ec506c243bbc_cropped_510x385.webp)
Мы привыкли к тому, что произведения искусства находятся за стенами музеев, но уличное искусство переворачивает эту концепцию с ног на голову и словно выворачивает музей наизнанку – в картинную галерею превращается сам город. Для знакомства с этими картинами не нужно покупать билет и заходить куда-то – наоборот, достаточно выйти из дома. Отсюда и иная аудитория – искусство улиц обращено не к узкой прослойке, а абсолютно ко всем.
Чтобы ни происходило в мире, это находит отражение в работах уличных художников. Герои и антигерои реального мира, актуальные персонажи литературных и кинопроизведений продолжают свою жизнь в работах мастеров стрит-арта.
![Это лишь часть мурала в Париже, автопортрет одного из художников дуэта Jana & JS Это лишь часть мурала в Париже, автопортрет одного из художников дуэта Jana & JS](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/8b2/8b2cbbe443f9ebf4ccfff706550a0cc4_cropped_510x383.webp)
Мурализм, конечно же, имеет свои корни. Монументальная живопись была распространена в Древней Греции и Древнем Риме, большая часть живописи майя была именно настенной. Мозаика Древнего Востока, фрески Византии, витражи европейского Средневековья — по сути, во все времена люди украшали стены храмов, своих домов и дворцов своих господ.
Как пишут искусствоведы, «мексиканская монументальная живопись — порождение революции и ее летопись».
![Портрет Иосифа Бродского в Калининграде, художники Маргарита и График Гущян Портрет Иосифа Бродского в Калининграде, художники Маргарита и График Гущян](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/96a/96adbabb3c20a0bef8f66fc981326869_cropped_510x510.webp)
Активнее всех эту летопись вели три великих мексиканца, художники Хосе Клементе Ороско, Диего Ривера и Давид Альфаро Сикейрос. Ороско, например, считал монументальную живопись важнейшим из искусств, аргументируя тем, что эта форма искусства «не может служить личным целям: ее нельзя спрятать для выгоды определенного, привилегированного меньшинства. Она для народа».
Первую внушительную настенную роспись сделал именно Ороско, и полотном его стал фасад родной школы. Власти Мексики с удовольствием давали возможность художникам расписывать официальные учреждения. Но слава монументалистов распространилось далеко за пределы их родной страны. Например, Сикейроса в начале 1930-х пригласили преподавать в одну из художественных школ в Лос-Анджелесе, тогда же ему заказали расписать пару фасадов, но обе работы, «Митинг на улице» и «Тропическая Америка», оказались слишком радикальны для американского общества того времени.
![Мурал «Радиоактивные плащи» в Берлине, художник Rocket01 Мурал «Радиоактивные плащи» в Берлине, художник Rocket01](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/165/1651562d9bf29734d18d87cb30dd5ba6_cropped_510x383.webp)
Зато куда известнее стал другой скандал. Семья Рокфеллеров заказала Диего Ривере роспись стены для своего нью-йоркского Рокфеллер-центра. Эскизы были согласованы, но в финальной версии работы появилось несогласованное с заказчиками изображение Ленина. Просьбу убрать его с мурала было художником отвергнуто. И тогда работу «Человек на распутье», которую даже не успели закончить, по распоряжению Нельсона Рокфеллера закрасили.
Но сам мексиканский мурализм как художественное течение не только не искоренили, а оно продолжало жить в работах не самых очевидных последователей. Например, участники художественного движения «Чикано» 1970-х годов, в основном мексиканско-американские художники, которые не могли выставляться в галереях в силу того, что общество считало их темнокожими маргиналами, вдохновляясь работами Риверы, вышли рисовать на улицу, и некоторые из тех работ еще можно увидеть в Мишен Дистрикт, старейшем районе Сан-Франциско.
![Работа «Продолжать бороться» американца Тристана Итона, ТЦ «Атриум» в Москве Работа «Продолжать бороться» американца Тристана Итона, ТЦ «Атриум» в Москве](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/974/974961e1f84279621858e75fdc9a49ab_cropped_510x510.webp)
Или советские художники эпохи брежневского застоя, оставившие после себя даже не сотни, а, вероятно, тысячи монументальных мозаик. Их роднит с работами мексиканских муралистов не только размер, но и тот дух свободы, которым они пронизаны.
«Суть этой работы в том, чтобы подчеркнуть, что человек обладает могущественным потенциалом, что возможности движения общества по пути прогресса безграничны», — так объяснял cвою работу «Освобожденный человек», мозаику на фасаде спорткомплекса «Урал» в Екатеринбурге, живописец и монументалист Борис Тальберг. Завоевание космоса, успехи в науке, счастливое детство — эти и другие сюжеты муралов демонстрировали советским людям, каким оно будет, их коммунистическое будущее, которое, впрочем, так и не наступило.
![«Лучший город Земли» испанского художника Рикардо Каволо в Замоскворечье «Лучший город Земли» испанского художника Рикардо Каволо в Замоскворечье](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/6ce/6ceecaec2140da13cd7100733377055c_cropped_510x510.webp)
Но была в мозаичных муралах времен СССР и своя польза. Как картина в мультфильме «Трое из Простоквашино» дырку на обоях загораживает, так и советское монументальное искусство, образно говоря, загораживало собой убогую типизацию советских панельных домов.
![«Любовь не разлучит нас» – работа художника D*Face из Великобритании, Берлин «Любовь не разлучит нас» – работа художника D*Face из Великобритании, Берлин](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/efc/efc9723480ad3b5c5230206cf93bf1b0_cropped_510x510.webp)
Активному развитию уличного искусства в конце ХХ века способствовала случайность. Эд Сеймур, владелец компании по производству красок в Сикаморе, штат Иллинойс, искал способ лучше прокрашивать радиаторы. Его жена предложила ему сделать самодельный распылитель, похожий на те, что используются для дезодорантов. Эд внял совету и обнаружил, что аэрозольный баллон, в котором под давлением закачивается газ и краска, удобно использовать для покраски не только радиаторов. На свое изобретение он получил патент в 1951 году, и уже в конце 1970-х Управление городского транспорта Нью-Йорка не знало, как избавиться от неимоверного количества граффити, покрывавшего вагоны метро снаружи и изнутри. Рисовать баллончиками было просто и быстро, сами банки были относительно легкими и мгновенно готовыми к работе.
![«Одна стена» гамбургского художника 1010, Берлин «Одна стена» гамбургского художника 1010, Берлин](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/a06/a069367d99c910b668ed146b7af369be_cropped_510x383.webp)
Вслед за граффитчиками, которые упражнялись в написании букв, на улицы стали выходить и художники. Одним из первых стал Кит Харринг. Сначала он рисовал белыми мелками в метро, словно переосмысливая накопленный несколькими поколениями граффитчиков опыт. Но уже в 1980-х, прославившийся, ездил по всему миру, создавая монументальные работы в самых разных городах Европы, Южной Америки и Австралии.
![Маралы на жилых домах в Салехарде Маралы на жилых домах в салехарде](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/c80/c8039e47f6acd5b149cf44caef2a5b08_cropped_510x510.webp)
![](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/9b6/9b69bd02ba1f70f6f95bc8cfd1aad29f_cropped_510x510.webp)
Сегодня не только в любой столице мира, но и даже в небольших городках можно найти монументальные работы уличных художников. Места их дислокации наносят на карты, вносят в списки достопримечательностей, водят к ним экскурсии. Есть места, где городские власти ставят перед собой конкретную цель: не просто оживить спальные микрорайоны или город в целом, а создать настоящую галерею под открытым небом. Одни из показательных примеров — польский Лодзь или российская Выкса.
Муралы современных художников стали появляться на стенах общественных и промышленных зданий, как это было в советское время. Самый известный пример — роспись фасада металлургического комплекса «Стан-5000» Выксунского металлургического завода, которую выполнил российский уличный художник Миша Most. На сегодняшний день это самое большое в мире произведение монументального искусства, выполненное одним автором. На заводе реализуется целая художественная программа, в рамках которой раз в год осуществляется роспись фасадов разных цехов. На одном из них в 2020 году появилась работа одного из основателей соц-арта и московского концептуализма Эрика Булатова.
![Мельбурн, художник Nychos Мельбурн, художник Nychos](https://www.mentoday.ru/upload/img_cache/c54/c54dcb9b94ea2358c60613561ed2637a_cropped_510x383.webp)
Приятно, что таких точек, где искусство входит в нашу будничную жизнь, на карте мира и России становится все больше. Подмосковные Балашиха и Одинцово, Салехард и другие города вместе с работами уличных художников обретают свое современное лицо и привлекают туристов, о чем раньше и мечтать не могли, а кумиры нашего времени при жизни получают на стенах нечто гораздо более ценное, чем мемориальные плиты.
Так, после победы на чемпионате мира сборной Аргентины в родном городе Лионеля Месси – Росарио – на одном из домов появился его 69-метровый портрет, так что теперь лучший футболист мира смотрит на своих почитателей не только с обложки нашего журнала.