В последнее время все чаще говорят о том, что популярные социальные сети, в числе которых X (бывший твиттер), Facebook и Instagram (принадлежат Meta, запрещены в РФ), а также TikTok не функционируют, как раньше. Многие считают, что все они стали очень политизированными, а также все больше представляют из себя платформы для пропаганды, самопрезентации и разных способов монетизации.
Социальные сети переживают кризис: что будет дальше и какие альтернативы есть уже сейчас?

Давление на соцсети и «цифровая олигархия»

Новая «цифровая олигархия» в лице Илона Маска, Марка Цукерберга, Джеффа Безоса (Amazon) и Сундара Пичаи (Google) заняла «первые места» на инаугурации президента США Дональда Трампа, пишет Dazed. Решение поставить технологических лидеров в центр внимания на таком важном мероприятии говорит об их глубоком влиянии на политику в 2025 году благодаря их коллективному контролю почти над всем, что мы видим в интернете, отмечает издание. Еще одна популярная платформа — TikTok — также превращается из сети с забавными роликами в инструмент влияния на массы: Трамп недавно заявил, что сервис должна купить американская компания.

«Золотой век» соцсетей закончился?
Некоторые эксперты считают, что «золотой век» социальных сетей закончился: пользователи уделяют им все меньше внимания. Происходит это потому, что основные соцсети просто перестали быть забавными. Чаще всего их алгоритмы выдают поток бессмысленной, сгенерированной искусственным интеллектом чуши: скучные посты о помолвках, видео жестоких драк, страницы порноботов, дурацкие цитаты и рецепты.

Кроме того, соцсети изначально создавались для того, чтобы сблизить людей (по крайней мере, это официальная версия). Теперь они делают прямо противоположное: разжигают недовольство и ненависть, идеологические разногласия. И становятся почти полностью непригодными для любого, кто действительно хочет нормально общаться.
Платформа для создания личного бренда
Социальные сети становятся все более похожими на социальными медиа. Другими словами, популярные платформы изменили курс: они больше не нацелены на общение и объединение людей. Их стали использовать для трансляции контента и создания личного бренда. Например, так делают Дональд Трамп, Илон Маск, тот же Канье Уэст и многие другие.

Соцсети стремятся зарабатывать на пользователях
Писатель и технический критик Майк Пепи в своей книге «Against Platforms» («Против платформ») утверждает, что социальные сети наряду с такими сервисами, как Uber или Amazon, узурпировали многие сферы жизни миллионов людей и стали «управлять потоком товаров, информации и коммуникаций». Он заявляет, что растущее доминирование платформ «полностью связано со всеобъемлющей идеей капиталистической экспансии и роста прибыли для акционеров, что вовсе не обязательно соответствует тому, что лучше для пользователей – или человечества в целом».

В общем, стоящие у руля соцсетей техномагнаты превращают людей в своих марионеток, которые готовы отдавать свое время, деньги и все данные о себе в обмен на иллюзию важной и нужной социализации. Цель таких «контроллеров мозга»: привлечь внимание пользователей, удерживать его как можно дольше и «загребать полученные в результате рекламные миллионы».
Какие существуют альтернативы и что со всем этим делать
Майк Пепи считает, что одной из довольно радикальных альтернатив основным социальным сетей является меньшие по размеру коммуникационные интернет-пространства. Янси Стриклер, основатель Kickstarter и Metalabel, назвал эти пространства «Темным лесом», другие назвали это сетью Web 2.5. По сути, это места, где пользователи могут спрятаться от алгоритмической шумихи, вездесущей рекламы, троллей и сбора личных данных, как в «основном» интернете.
Общаясь через групповые чаты только по приглашению, защищенные паролем каналы и новостные рассылки на основе подписки, люди также пользуются большей степенью свободы и могут делиться своими острыми мнениями искренне и без страха.

В последнее время появилось много интересных теорий об альтернативном интернете и новом виде соцсетей. Например, «CozyWeb», или более закрытый, частный сегмент интернета, и «DigitalGardening» -создание собственного «цифрового сада». Считается, что такие направления больше всего интересны новым поколениям — зумерам и тем, кто младше. Им нравится самовыражаться в уединении, среди друзей, а не на публике, среди незнакомцев. Они не хотят работать на публику и стремятся предсказуемо контролировать небольшую закрытую среду.
Однако даже у таких безопасных пространств есть свои недостатки. Первое: удаляясь с основных платформ, пользователи рискуют еще больше замкнуться в собственных культурных, социальных и политических ограниченных мирах. Второе: многие пользователи зависят от размера основных платформ – и огромной аудитории – в плане дохода и налаживания связей.
Так что же делать с соцсетями? Критика популярных платформ, предлагаемых Силиконовой долиной, не означает, что вам нужно полностью отключиться от них, уйти в лес (реальный или виртуальный) или разгромить центры обработки данных. «Вместо того, чтобы просто уходить из сети, нам нужно предложить видение того, как мы можем использовать технологии, чтобы сделать их более надежными и полезными для людей», — пишет Майк Пепи. Он считает, что соцсети должны стать человечнее и функционировать «не для получения прибыли небольшой группой владельцев, а скорее для общественности, которая ими пользуется».