Флагман лифтостроения: как живет и производит компания КМЗ, которая часто остается незамеченной

Есть бренды, которые, с одной стороны, на виду у всех, а с другой — остаются в тени. Пора исправить эту несправедливость. Сегодня мы познакомим вас с компанией КМЗ (Карачаровский механический завод), продукция которой помогала и помогает достучаться до небес.
Редакция Men Today
Редакция Men Today
Флагман лифтостроения: как живет и производит компания КМЗ, которая часто остается незамеченной
Фото предоставлено компанией КМЗ
Содержание

КМЗ — легенда отечественного лифтостроения, но не все об этом знают

Их лифты установлены в храме Христа Спасителя, в Центральном архиве Москвы, а также в доме главного редактора журнала Men Today. Возможно, и в вашем тоже, но все они берут свой старт в одной и той же точке столицы. По статистике, в среднем мы проводим в кабине лифта, несущейся вверх или вниз по шахте, по 12 часов в год. Там мы проверяем свой внешний вид перед выходом на улицу или возвращением домой, там же чаще всего знакомимся и общаемся с соседями, ну а лифтолуки давно стали классикой фотографий в соцсетях и c фешен-съемок. Но что мы знаем об этой технике? Для большинства ответ будет один: «Ничего».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Карачаровский механический завод, ставший одним из ключевых звеньев строительного бума середины XX века в стране, заработал 17 февраля 1950 года. Сегодня это крупнейшее в России предприятие полного цикла по проектированию, производству, монтажу и техническому обслуживанию лифтов.

«За свою 75-летнюю историю компания выпускала различную продукцию для нужд строительной отрасли: металлоконструкции, телескопические вышки, башенные краны и многое другое. Но по-настоящему прославился КМЗ благодаря серийному производству надежного лифтового оборудования, включающего в себя все этапы: проектирование, производство, монтаж, сервисное и техническое обслуживание. Эту организацию работы мы сохранили и сегодня, поэтому называемся предприятием полного цикла», ― рассказывает генеральный директор Карачаровского механического завода Дмитрий Сидельковский.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Генеральный директор Карачаровского механического завода Дмитрий Сидельковский
Генеральный директор Карачаровского механического завода Дмитрий Сидельковский
Фото предоставлено компанией КМЗ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Без этого гиганта переход от не требующих подъемных систем пятиэтажек к более высотным зданиям был бы невозможен, но, несмотря на это, и сегодня, в год его 75-летия, о КМЗ знают лишь специалисты. Большинство москвичей проедут мимо него, не обратив внимания, подобно герою поэмы «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева, где глава «Серп и Молот ― Карачарово» уместилась в одно предложение. А ведь история КМЗ сама достойна отдельной книги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для страны, в которой работает более полумиллиона лифтов, его продукция играет роль не менее важную, чем автомобили, ведь каждый день люди передвигаются не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости, при этом до появления КМЗ такие перевозки осуществляли практически одни только «иномарки».

«Лифтостроение в нашей стране зародилось 1 апреля 1949 года, ― рассказывает заместитель генерального директора и главный инженер Карачаровского механического завода Михаил Цимбаревич. ― Тогда на нескольких предприятиях собиралось от 200 до 600 лифтов в год, но за следующие три года сформировалась целая отрасль». Сразу в нескольких городах появились специализированные заводы. Московский КМЗ был призван обеспечить в первую очередь потребности растущей столицы, границы которой к тому моменту включили в себя уже и село Карачарово, и соседний с ним город Перово.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если продолжать аналогию с автомобилями, то пока машина для среднестатистического жителя СССР оставалась непозволительной роскошью, лифт при сопоставимой цене быстро стал привычным и доступным средством передвижения. «В 70-е годы, когда начался выпуск "Жигулей", они стоили 5000 рублей. В такую же сумму обходился и один лифт, ― говорит Михаил Цимбаревич. ― Причем их производство постоянно росло, и к концу 80-х в СССР выпускалось уже 28 тысяч лифтов в год».

Заместитель генерального директора и главный инженер Карачаровского механического завода Михаил Цимбаревич
Заместитель генерального директора и главный инженер Карачаровского механического завода Михаил Цимбаревич
Фото предоставлено компанией КМЗ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как устроена жизнь завода сегодня?

В это же время в индустрии произошла революция ― был изобретен безредукторный привод EcoDisk, который потреблял в два раза меньше энергии и, главное, не требовал отдельного машинного отделения. Это было больше чем просто обновление ― новый стандарт влиял и на архитектуру зданий, и на обслуживание техники. Вскоре аналогичные решения предложили и специалисты КМЗ. И все же сложнее было пережить перемены не в технологиях, а в самой стране ― 90-е годы стали вызовом для всех предприятий СССР, и хотя лифты ― продукт жизненно необходимый, снижение производства и сокращение персонала коснулись и этой отрасли. Облегчило переходный период для КМЗ то, что предприятие не так сильно зависело от сторонних поставщиков.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Карачаровский завод ― самодостаточный, мы практически все производим сами. Он один из немногих на территории бывшего Союза, где создана такая структура, ― комментирует главный инженер, но тут же добавляет: ― И все же самое главное ― это, конечно, люди. Карачаровский завод ценен и важен тем, что ему удалось сохранить квалифицированный персонал, который активно пополняют грамотные молодые специалисты. Сейчас очень живо обсуждается тема поколения Z, мол, у них завышенные требования, но тут я отвечаю: ребята, а что вы хотели? Динамика жизни другая. К счастью, сейчас нам удалось и зарплаты поднять, и разработать программы сотрудничества с профильными вузами ― планируем привлекать студентов на производственную практику, чтобы они нарабатывали опыт. Я прожил в лифтостроении целую жизнь ― работаю с 1973 года ― и могу сказать, что самое сложное в ней было не создание новых моделей и разработка технологий, а борьба за людей. Когда в 92-м я исполнял обязанности генерального директора другого лифтостроительного завода-гиганта союзного значения и мы сокращали персонал, это было очень тяжело».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото предоставлено компанией КМЗ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня на КМЗ работают и представители целых «лифтовых династий». Так, ведущий инженер-разработчик Сергей Гусев продолжает дело отца, причем пришел на предприятие он уже с собственным опытом и наработками по технологиям, которые как раз были нужны предприятию.

«Я работал на лифтовом заводе Москвы, потом еще на одном из заводов города, и параллельно у меня были свои компании. Прошел путь от инженера-наладчика до коммерческого директора. В какой-то момент я узнал, что на КМЗ собираются разрабатывать собственную систему управления лифтами с самыми современными решениями. У меня на тот момент уже были собственные наработки, которые помогли завершить проект за три года. В ближайшее время мы готовы представить систему управления лифтами нового поколения, которая может взаимодействовать с современными человеко-машинными интерфейсами и системами контроля удаленного доступа».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В конструкторском бюро КМЗ работает порядка 30 человек, которые разрабатывают самые разные узлы и системы не только для серийных моделей, но также для нестандартного оборудования с грузоподъемностью до 5 тонн. Чтобы не зависеть от сторонних поставщиков, они постоянно наращивают процент собственных решений. Так, например, недавно спроектировали и наладили выпуск новой лебедки, что вполне можно считать прорывом для индустрии. Активно работает КМЗ и над замещением зарубежных лифтов.

«Когда я сюда приходил, ― рассказывает ведущий инженер-конструктор Артем Кузнецов, ― мне поручили курировать проект по замене лифтов иностранного производителя, особенность которых в том, что при очень узкой шахте кабины остаются достаточно широкими. Мы смогли решить эту проблему, и теперь наш модельный ряд Pegasus легко встает на место импортных кабин. Сейчас на Арбате еще одно наше решение позволило успешно провести замену лифтов уже другой западной компании. Но самый запоминающийся для меня проект ― это новый премиальный лифт Galactica, который получил приз зрительских симпатий на "ЛифтЭкспо" в 2024 году, обойдя даже кабину конкурентов с интерьером от одного очень известного дизайнера. Наше эстетическое решение посетителям понравилось больше. Причем не только его, но и материалы отделки, и световые элементы мы делаем сами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ведущий инженер-конструктор Артем Кузнецов
Ведущий инженер-конструктор Артем Кузнецов
Фото предоставлено компанией КМЗ

Если говорить о сроках разработки, то создать новый лифт компания может за месяц, а собрать при необходимости ― за один день. Производство работает в три смены, и жизнь на КМЗ не замирает ни на минуту. Растет модельный ряд ― помимо упомянутых Pegasus и Galactica, также выпускаются Sirius, Onyx, Altius и Aura. Современные лифты КМЗ соответствуют требованиям безопасности стандарта ГОСТ Р-53924.1, полностью гармонизированного с самыми высокими мировыми требованиями. Расширяется география ― продукция поставляется не только в Москву, но также в Санкт-Петербург, Тюмень и в другие регионы России вплоть до Дальнего Востока.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какие планы у КМЗ на будущее?

В 2024 году площадка Карачаровского механического завода вошла в состав особой экономической зоны «Технополис Москва». По словам министра Правительства Москвы, руководителя Департамента инвестиционной и промышленной политики столицы Анатолия Гарбузова, предполагается, что КМЗ станет базовой площадкой для развития кластера вертикального транспорта и лифтостроения. Это даст значительный импульс к обеспечению технологического суверенитета отрасли, производственной и научной кооперации.

Как и раньше, цены на лифты сопоставимы с автомобильными ― с той только разницей, что теперь, помимо народных «Жигулей», есть варианты и в премиум-сегменте ― высотой до 2 метров 40 сантиметров, с отделкой из натурального дерева и мрамора, со звездным небом на потолке и панелями с изменяемой прозрачностью. В планах предприятия ― коллаборации с художниками и другие интересные арт-проекты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Основные две задачи, которые стоят перед нашим заводом сегодня, помимо выпуска лифтов, ― это создание производства эскалаторов, а также освоение техники для маломобильной группы граждан, ― комментирует технический директор КМЗ Дмитрий Кожакин. ― И конечно, нам нужны специалисты, для которых мы стараемся создать все условия не только в плане оплаты труда, но и в том, что касается соцпакета и атмосферы на работе». Так что КМЗ ― это не только лифты в прямом смысле слова, но еще и хороший инструмент для ускоренного подъема по карьерной лестнице ― тот самый эскалатор, который уже скоро покажет завод.

Технический директор КМЗ Дмитрий Кожакин
Технический директор КМЗ Дмитрий Кожакин
Фото предоставлено компанией КМЗ