«Образование 2.0»: тренды настоящего и будущего

По прогнозам аналитиков, почти 2/3 учеников, которые закончат школу через пару лет, будут работать по профессиям, которых еще не существует. Какие тренды уже сегодня меняют наше представление о системе образование? Рассказывают эксперты — кураторы и авторы современных образовательных программ.
Редакция Men Today
Редакция Men Today
«Образование 2.0»: тренды настоящего и будущего
GettyImages

Будущее — область смелых гипотез. Для адаптации к постоянно меняющемуся рынку труда сегодняшним школьникам и студентам потребуется учиться новому на протяжении всего карьерного пути — гораздо больше и чаще, чем их родителям. Хорошая новость: IT, AI и другие современные цифровые инструменты уже сегодня становятся универсальными «учителями» и ассистентами, в корне меняющими наше представление об образовательном процессе. На смену долгим лекциям и многостраничным конспектам приходят интерактивные и игровые форматы. Ученики применяют теоретические знания на практике, сталкиваются с реальными проблемами и учатся их решать. В долгосрочной перспективе выигрывает образование, которое готовит школьника не к экзаменам, а к жизни в динамичном конкурентном мире.

1.Тренд: IT-образование как обязательная дисциплина для каждого желающего
АндрейЛимасов
Учитель и методист, куратор международного образовательного проекта по подготовке будущих IT-специалистов
Samsung Innovation Campus

Еще в начале 1980-х советский академик и педагог Андрей Ершов назвал языки программирования «второй грамотностью». И он не ошибся, хотя в те годы темпы цифровизации были далеко не такими стремительными, как сегодня. В современном мире IT-образование становится необходимостью. Мы ежедневно используем цифровые инструменты: не расстаемся со своими смартфонами, даем поручения GPT-моделям, выполняем работу с помощью компьютеров. Алгоритмическое мышление — это не только про ветвление и циклы, это широкий навык, умение систематически анализировать и синтезировать информацию, необходимое везде, — от похода в магазин до составления распорядка дня.

Конечно, программирование нельзя изучать «в вакууме» — к примеру, у нас в Samsung Innovation Campus школьники учатся алгоритмическому мышлению в контексте разработки мобильных приложений для Android. Мы показываем, как применить IT-знания не только для сдачи ЕГЭ, но и для реализации собственного проекта, решения прикладных задач. Со своими выпускными проектами школьники могут участвовать в олимпиадах из перечня Министерства просвещения и получить весомые льготы при поступлении в вуз или даже попасть на бюджет на IT-специальности без вступительных испытаний.

На поколение современных школьников очень сильно повлиял Tik-Tok, сформировав привычку воспринимать информацию в коротких форматах. Таких детей тяжело заинтересовать, им сложно долго сосредотачиваться на чем-то одном, поэтому задача педагога — постоянно поддерживать мотивацию. Ученики постоянно спрашивают: «Зачем мне это?» — они не хотят тратить время впустую, им важно узнать, где можно будет применить полученные знания.

Ответить на эти «зачем?» в рамках школьной программы очень трудно. Как доказать «полезность» логарифмов и производных? В идеале у ребенка должна быть возможность сразу же применить знания на практике, во время решения конкретных задач, например, разработки мобильных приложений. В целом я сторонник теории о том, что в будущем дополнительное образование станет преобладающим в жизни ребенка, а школьное — будет емким, «компактным», оставляя пространство для вариативности, индивидуализации, возможности выбирать направление обучения — самостоятельно или с родителями.

2. Тренд: ИИ-обучение, ИИ-тьюторы, интеграция VR, AR и других технологий в учебный процесс
АлександрНикифоров
Директор EdTech-компании «Лань»

Сегодня искусственный интеллект в образовании используется для автоматизации рутины, индивидуализации обучения, контроля знаний учащихся, анализа успеваемости, прогнозной аналитики. Например, в 84 регионах страны ИИ «контролирует» выпускников на ЕГЭ, чтобы не допускать списывания. В Московском городском педагогическом университете сервис Examus играет роль наблюдателя во время онлайн-экзаменов и тестов. В РАНХиГС рекомендательная система на базе ИИ помогает студентам подбирать наиболее релевантные учебные материалы. В Московской школе управления «Сколково» в паре с преподавателем ИИ-профессор ведет курс «Биология поведения человека».

ИИ-тьюторы обладают большим потенциалом, так как индивидуализация обучения — растущий тренд. Персонализация позволяет добиться лучшего усвоения материала студентами, их большей вовлеченности в процесс. ИИ-тьюторы помогают искать информацию, отвечают на вопросы, дают студенту обратную связь по выполненным заданиям, следят за расписанием, напоминают о здоровых привычках и т. д. Однако в ближайшей перспективе не стоит ждать, что ИИ полностью заменит педагогов: отказаться от живого общения с преподавателями пока согласны не более 20% студентов.

Один из основных ограничивающих факторов интеграции ИИ в образовательный процесс — высокая стоимость внедрения и поддержки ИИ-решений. На данный момент все вузы имеют необходимые ресурсы — как материальные, так и кадровые. Также сейчас существует разрыв в навыках использования нейросетей между преподавателями и студентами: в своей работе ИИ используют только 16% педагогов, среди студентов — 49%. Существуют риски развития интеллектуальной пассивности, снижения когнитивных навыков и критического мышления: когда студенты начинают слепо доверять тому, что генерирует нейросеть. Для того чтобы избежать таких рисков, требуется формирование культуры использования ИИ. Работа с нейросетями подразумевает не просто умение задать промт, но и навыки фактчекинга, критического осмысления сгенерированного результата.

Помимо ИИ, в современном российском образовании активно применяются технологии иммерсивного обучения с использованием виртуальной, смешанной, дополненной реальности — это позволяет достичь большего погружения в процесс, сделать его увлекательнее, повысить цифровую грамотность и успеваемость студентов. AR- и VR-технологии практикуют для отработки навыков управления специфическим оборудованием, проведения опасных работ и экспериментов. Например, в Томском политехническом университете студенты проходят геологические практики в цифровой среде: учатся работать с газоперекачивающим оборудованием, запускают виртуальный ядерный реактор, моделируют работу в цехе рудоподготовки и т. д. Технологии XR — расширенной реальности — активно применяются при обучении инженерным и медицинским специальностям. Например, такой курс есть в Сеченовском университете. В других медицинских институтах, например, СамГМУ AR-технологии используют при проведении операций, реабилитации пациентов. В МГИМО внедрили VR-технологии в курс иностранных языков.

3. Тренд: реализация реальных проектов
ТатьянаВолкова
Инженер, куратор международного образовательного проекта по подготовке будущих IT-специалистов
Samsung Innovation Campus

Сегодня все большее значение приобретает практическая направленность обучения, особенно в сфере IT. Когда студенты получают возможность работать над реальными проектами, будь то разработка программного обеспечения, создание веб-сайтов или мобильных приложений, это не только позволяет им применить теоретические знания на практике, но и дает более глубокое понимание специфики работы в IT-индустрии.

Во-первых, работа над реальными проектами позволяет студентам столкнуться с теми проблемами и нюансами, которые неочевидны в теоретическом курсе, — юные разработчики могут увидеть, как их решения показывают себя в условиях эксплуатации. Это помогает выявить до 80% ошибок, которые остались бы незамеченными при работе в «лабораторных условиях». Любая идея нуждается в верификации — в столкновении с реальной жизнью. Например, на практике дизайнеры мобильных приложений могут обнаружить, что их идеальный интерфейс оказывается неудобным для пользователей и необходимо оперативно адаптировать его под их запросы. А об этапе выявления и устранения багов — львиной части работы программиста, о том, как этот циклический процесс правильно построить, студенты узнают, только устроившись на работу. Зачастую в вузах в приоритете теоретическая и научная работа.

В рамках курса мобильной разработки ученики могут сотрудничать с реальными компаниями-партнерами — это большой плюс. Например, наши ученики могли предложить свое программное решение по созданию приложения для клиентов «Пятёрочки». Но не менее эффективными оказываются и индивидуальные проекты, которые начинаются с личных запросов и потребностей студента. На курсе по Интернету вещей студент может сделать устройство, которым сам будет пользоваться в обычной жизни. На последнем конкурсном отборе эксперты высоко оценили проект умного очистителя воздуха — его автор изучил тему от и до: разобрался, как устроены такие очистители, купил фильтр и электронные компоненты, распечатал на 3D-принтере корпус, полностью продумал дизайн, настроил связь с умной колонкой. Такой проект полезен самому студенту, и оценить его с точки зрения пользовательского опыта легко можно самостоятельно.

Еще один тренд современного образования я сформулировала бы так: «ученики учат преподавателей». Студенты видят образовательный процесс изнутри и могут предлагать свежие, небанальные решения по его улучшению. Так, например, родилась идея мобильного приложения TutOn. Ученики заметили, что в качестве журнала посещаемости и оценки знаний их преподаватель использует обычную таблицу, заполнение которой отнимает много времени, и предложили свое решение: управлять расписанием через мобильное приложение, а «отмечаться» на уроках с помощью сканера QR-кодов. Студенты разработали два связанных приложения: для учителя и для учеников, добавив к функционалу интерактивный рейтинг успеваемости, — такая соревновательная «фича» мотивировала учащихся активнее выступать на занятиях и ответственнее подходить к выполнению домашних заданий.

Приложение TutOn, к слову, уже сделали доступным для широкой аудитории — разработчики разместили его в VK и RuStore. Важно, что ученики не пишут код «в стол», а открывают свой продукт миру, делятся исходным кодом, пишут статьи о своих проектах.

4. Тренд: социальное и эмоциональное обучение (SEL) в дистанционном и очном формате
АндрейШелудько
Основатель и владелец онлайн-школы «Точка Знаний», победитель Всероссийской олимпиады по высшей математике

У онлайн-образования немало преимуществ: во-первых, это экономит время родителя и ребенка — дорога на очные занятия в большом городе может занимать один-два часа; во-вторых, ученик на дистанте может выбирать из практически безграничного количества дисциплин и преподавателей. При этом преподаватель онлайн-курсов должен понимать, что в рамках дистанционного формата у ребенка больше шансов отвлечься: проигнорировать задание, параллельно открыть другую вкладку, поэтому необходимо уделять больше внимания мотивации, поддержанию интереса к предмету, чем в классической очной школе. Кроме того, к «слабым местам» онлайн-образования обычно относят социализацию — в обычной школе дети общаются и во время уроков, и на переменах. Но для многих учеников, выбирающих онлайн-формат, важна именно возможность самостоятельно решать, с кем поддерживать общение. Им проще менять коллективы, посещая разные секции и кружки, находить друзей по интересам, с которыми комфортно. Социализация «в школьном стиле» — спорная тема. Сложно сказать, плюс это или минус для ребенка. В очной школе ребенок как бы «заперт» в одном коллективе, и ему приходится принимать все, что там происходит, как должное. Онлайн-образование — более гибкий формат. Здесь легко сменить группу, выбрать, с кем дружить, на какие дополнительные кружки и секции ходить, а на какие — нет. Принимая эти решения, ребенок учится прислушиваться к себе: «Хочу ли я общаться с этим человеком или нет? Нравится ли мне этот предмет или хочется посвятить больше времени другим занятиям?»

Технические предметы, такие как математика, важны, но умение общаться с людьми и понимать их эмоции — не менее значимо. Мы можем сменить несколько профессий, но в рамках каждой из них будет необходимо коммуницировать с коллегами. Умение эффективно взаимодействовать с людьми обеспечивает человеку качественно более высокий уровень жизни. Навыки взаимопонимания — умение слышать других и ясно доносить свои мысли — я считаю принципиально важными для каждого, поэтому в «Точке Знаний» мы в ближайшее время планируем начать проводить уроки по эмоциональному интеллекту. Родители тоже могут помогать детям развивать социальные навыки — достаточно больше общаться в кругу семьи, делиться эмоциями и мыслями, спорить, обсуждать.

5. Тренд: участие в хакатонах и соревнованиях
АндрейЛимасов
Учитель и методист, куратор международного образовательного проекта по подготовке будущих IT-специалистов
Samsung Innovation Campus

Хакатоны и профессиональные кросс-дисциплинарные соревнования становятся все более популярным инструментом в образовательной среде, они предоставляют студентам возможность создавать реальные кейсы и получать актуальный опыт. Для школьников и студентов участие в хакатонах — это также первый шаг в профессиональное сообщество: здесь не ставят оценки, но слышат идеи и дают им шанс.

В рамках хакатонов можно проверить свои навыки в условиях сжатых сроков и серьезной конкуренции. Это возможность выйти за рамки учебного формата и попробовать себя в настоящей разработке — создать готовый продукт, например, Android-приложение, и за несколько дней пройти весь путь от рождения идеи до ее реализации. Это своего рода тренажер, который помогает участникам развивать как технические навыки, так и мышление: умение находить нестандартные решения, быстро реагировать на изменения и эффективно презентовать свои идеи.

Хакатоны позволяют участникам погрузиться в рабочую атмосферу, где каждое решение значимо, а время ограниченно. Этот опыт трудно воспроизвести на обычном уроке. Участники соревнований учатся грамотно распоряжаться ресурсами, принимать коллективные решения и распределять обязанности в команде. Такой опыт помогает лучше понять свои сильные и слабые стороны, оценить свои интересы и осознать, в каком направлении хочется развиваться дальше.

К примеру, на Samsung Android Bootcamp, где участники создают Android-приложения всего за несколько дней, идеи буквально витают в воздухе — один из успешных проектов начался со строчки из песни, услышанной во время брейншторма. Так у участников соревнований появилась идея — объединить на карте геометки с маршрутами друзей. Опыт проведения хакатонов показывает: хороший продукт получается там, где соединяются творчество, технологии и личный интерес к теме.

Организуя наши хакатоны, мы стараемся уделить достаточно времени подготовке, например, перед финалом студенческого хакатона для датасаентистов мы проводим двухнедельный обучающий интенсив, где с лекциями выступают профессионалы отрасли, представители компаний ArenaData и VK. И только потом подготовленные студенты «на скорость» сражаются с поставленной организаторами технологической задачей. Один из главных стимулов для участия в таких хакатонах — это возможность показать свои компетенции, заявить о себе и получить приглашение на стажировку или даже в штат крупной компании.

6. Тренд: проектное обучение: презентации
АлексейКаптерев
Консультант, тренер, модератор стратегических сессий, автор бестселлеров «Мастерство презентации» и «Хорошая, плохая, продающая», автор презентации Death by PowerPoint (18 млн просмотров), спикер TEDx

Проектное обучение бесценно. Оно делает знания осмысленными. В отличие от пассивного слушания, изученное перестает быть просто абстрактной теорией и превращается в конкретные решения, идеи, аргументы и выводы.

Более того, когда студенты презентуют и защищают результаты своего труда, они вынуждены встать на позицию аудитории, посмотреть на собственную работу со стороны. Подготовка презентации заставляет задавать себе неудобные вопросы: «Что в этом хорошего? Какую проблему это решает? Чья эта проблема? А какие решения этой проблемы уже существуют и не лучше ли они справляются с поставленной задачей?» — это шанс развить критическое мышление и научиться структурировать мысли.

Чтобы освоить мастерство презентаций, нужно учиться базовым принципам: четкой структуре (проблема — решение — выводы), лаконичности и наглядности. Хорошая презентация — не пересказ текста учебной работы, но его визуализация и краткое, убедительное изложение сути. Полезно регулярно тренироваться, но главное — получать при этом качественную обратную связь. Без обратной связи люди только закрепляют неправильные паттерны.

Ответственность за обратную связь лежит на педагогах. Как и сама презентация, обратная связь должна быть краткой, консистентной и ориентированной на действия.

  • По шкале от 1 до 10 насколько хороша была эта презентация?
  • Если разбить «хорошо» на несколько критериев, то какие они будут?
  • Что нужно сделать, чтобы приблизиться к 10?

Отвечая на эти вопросы, преподаватель сможет дать студентам качественную обратную связь — она должна подсвечивать сильные стороны презентации, указывать на конкретные ошибки и давать советы по их устранению.

7. Тренд: геймификация процесса: учимся играя
АндрейЛимасов
Учитель и методист, куратор международного образовательного проекта по подготовке будущих IT-специалистов
Samsung Innovation Campus

Классическое образование не успевает за темпом жизни и мышлением современных подростков, поэтому важно искать форматы, которые говорят с новыми поколениями «на одном языке». Современные школьники часто проводят свободное время в онлайн-вселенных, следят за прямыми эфирами любимых стримеров, объединяются в сообщества. Они привыкли к постоянному интерактиву, хорошо умеют работать в команде, рассчитывают быстро получить заметный результат и хотят быть не просто пользователями, а создателями.

На нашем авторском образовательном интенсиве Mobile GameDev Bootcamp, к примеру, школьники 7–9-х классов учатся играя и создают собственные игры. За три недели ребята проходят путь от идеи до запуска собственной игры на Android, при поддержке экспертов и менторов осваивая один из самых востребованных языков программирования — Java, а также фреймворк LibGDX.

Важно понимать: геймификация — это не когда «все играют», а когда «все учатся через игру». Это четко выстроенный процесс: у каждой активности есть цель, этапы и измеримый результат. Например, разрабатывая курс по созданию мобильных игр, мы использовали механику сторителлинга. Получился текстовый квест с разветвленным сюжетом: каждый из обучающихся становится стажером в настоящей игровой студии, где его сопровождает виртуальный наставник Максим — он объясняет школьникам основы Scrum-разработки, формулирует технические задания, умеет шутить и может поддержать разговор.

В финале курса ученики делятся на команды и создают собственные игры. «Знаком качества» для готового продукта служит публикация в RuStore — российском магазине мобильных приложений. Один из подобных успешных проектов — игра для школьников младших классов «Quenta: Путь ученика», в которой игрок, выполняя развивающие задания, собирает магические артефакты и может одержать победу над злым боссом. Графика минималистична, но за внешней простотой стоят серьезные свершения наших учеников — юных разработчиков.

Еще одна важная особенность интенсива — участники создают проекты в командах, где каждый играет свою роль: можно попробовать свои силы в качестве программиста, дизайнера, сценариста или тестировщика. Я уверен, сегодня образовательные интенсивы должны быть широкими и разноформатными, предоставляя школьнику возможность самостоятельно выбирать свою учебную траекторию.

8. Тренд: обучение по обмену: учимся путешествуя
ДарьяАлдошкина
Основатель и владелец премиального образовательного консалтинга Dasha Ald project

Обучение в международных школах — это доступный стратегический инструмент, который важно использовать, если такая возможность есть. Российским школьникам сегодня по-прежнему доступно зачисление на длительные и краткосрочные (летние) программы в учреждения англоговорящих стран, государств Ближнего Востока и Азии.

Школы США и Великобритании часто принимают детей с 14–16 лет на пробные семестры, чтобы ребенок мог составить мнение о том, насколько ему подходит международный формат, оценить атмосферу в конкретной школе и вместе с родителями принять решение о будущем переводе в старшие классы. В американские и британские школы не получится зачислиться в 11-м классе или после окончания российской школы. Несмотря на то, что в этих странах и учатся по 12–13 классов и оканчивают школу в 18 лет, последние два года американских и английских школ — это неделимая программа подготовки к выпускным экзаменам.

Чем раньше ребенок адаптируется к новой системе обучения, тем успешнее он сможет пройти эту выпускную программу. Поэтому заниматься переводом в зарубежную школу оптимально с 14–15 лет или после 7–8-го классов, так как чаще всего в рейтинговые школы зачисление происходит за год, максимум полгода до фактического начала обучения. Чем старше ребенок, тем более уверенного уровня владения языком от него будут ожидать: важно не только объясняться на бытовые темы, но и понимать основные школьные предметы (математику, литературу, историю и другие) на этом языке.

Какие преимущества есть у обучения в международных бординговых школах, где ученики и проживают, и занимаются на одной территории?

1. Глобальная сеть контактов с раннего возраста — поступая в международную рейтинговую школу, ребенок попадает в конкурентное, многонациональное окружение детей бизнесменов, дипломатов, акционеров и заводит дружеские связи, которые во взрослом возрасте перерастают в деловые контакты на всех континентах мира.

2. Развитие гибких навыков — международные школы активно внедряют инновационные образовательные методики, которые способствуют развитию креативности, критического мышления и умения работать в команде.

3. Формирование эмоциональной устойчивости и гибкости — погружение в мультикультурную среду помогает детям развивать эмоциональный интеллект. Это умение становится важным активом в условиях непредсказуемости, позволяя легче адаптироваться к изменениям.

4. Доступ к мировым образовательным стандартам — зарубежный аттестат дает возможность зачислиться в рейтинговые университеты, что отлично «бустит» карьеру на старте. Такие вузы сотрудничают с крупными компаниями, которые принимают студентов на стажировки и помогают с трудоустройством в будущем.

5. Формирование культурного интеллекта — жизнь и обучение в международной среде расширяют кругозор и закладывают фундамент для легкого и адаптивного межкультурного общения в карьере.

Что касается краткосрочного обучения, например, на летних программах при тех же бордингах или языковых школах, то интереснее выбирать именно курсы при школах. На их базе создается инфраструктура для наиболее эффективного культурного и языкового обмена: работают химические и инженерные лаборатории, дизайнерские мастерские, площадки для спортивных занятий. Некоторые школы в Великобритании проводят курсы по инвестициям и учат подростков играть на бирже с помощью терминалов Bloomberg. Выбор программы зависит от желания семьи и ребенка — что, помимо английского, хочется изучить в рамках курса. Длятся такие курсы обычно около двух недель, но для более продуктивного обучения программы можно компоновать, последовательно участвуя в нескольких образовательных интенсивах, поскольку нашему мозгу требуется около месяца для адаптации к новой языковой среде.

9. Тренд на онлайн-образование
GettyImages

Онлайн-школа подготовки к ЕГЭ и ОГЭ «Умскул» (8 лет на рынке онлайн-обучения, за это время платформа подготовила к экзаменам более 500 тысяч выпускников)

Сегодня онлайн-образование — устойчивый тренд, который отражает запрос как родителей, так и самих школьников — на осознанность, гибкость и уважение к индивидуальным особенностям. Согласно исследованию «Умскул», 77% родителей воспринимают онлайн-обучение как норму. Это говорит о трансформации восприятия: на первый план выходит бережное отношение к ребенку, а не только академические результаты.

Главные причины доверия к онлайн-обучению среди родителей — доступ к сильным преподавателям (42%) и гибкость графика (34%), что особенно важно для подростков с высоким уровнем тревожности или загруженным графиком. Онлайн-формат позволяет сохранить эмоциональное благополучие ребенка: меньше стресса, больше возможностей адаптировать процесс под индивидуальные особенности. Среди поколения альфа — детей, выросших в окружении технологий: 44% школьников выбирают гибридный формат, еще 25% — самостоятельную подготовку через онлайн-курсы, а только 7% предпочитают исключительно офлайн. 83% учеников считают онлайн-обучение самым удобным форматом подготовки к ЕГЭ.

Школьники формулируют, что именно делает обучение комфортным: это мобильные приложения (70%), видео в записи (81%), вебинары в прямом эфире (73%), геймификация (49%) и даже мемы и юмор, которые, по мнению 80% учеников, помогают лучше запоминать материал. Учеба для поколения альфа — это не монотонный процесс, а вовлекающее, эмоциональное и персонализированное пространство. Например, в «Умскул» ученики получают награды за прогресс и могут видеть свой путь через систему достижений — это повысило количество домашних заданий, выполненных до дедлайна, на 10–15%.

Отдельного внимания заслуживает исследование карьерных установок школьников. Более 51% опрошенных мечтают о гибридном формате работы в будущем, и уже сегодня воспринимают онлайн-обучение как пробную модель такой жизни: самостоятельное управление временем, цифровая культура, возможность работать и учиться из любой точки.

Дополнительные занятия становятся не просто «усилением», а необходимостью: 80% школьников считают, что без курсов или репетиторов не смогут качественно подготовиться к ЕГЭ. При этом 59,5% отмечают, что при самостоятельной подготовке страдает самоорганизация, а более 30% — что трудно справиться с объемом информации.

Дистанционный формат — это не упрощение, а адаптация обучения под запросы нового поколения. Он дает возможность не просто зубрить, а учиться в ритме, с учетом эмоционального состояния, интересов и технологической среды. Онлайн — это не про изоляцию, а про гибкость, выбор и заботу.