Марина Старчикова, WFG: «У нас внутренняя потребность — менять мир в лучшую, светлую сторону»

Поймать совладелицу гостинично-ресторанного холдинга WeFamilyGroup в Москве весьма непросто: Марина непрерывно передвигается между проектами холдинга в Тамбове, Мичуринске, Муроме и других городах России, успевая как решать возникающие вопросы, так и общаться с командами отелей и лично встречать гостей. В беседе с МТ Старчикова рассказала о том, почему у расположенных в не самых туристических местах отелей Ples, «Герасимов», «Гостиный двор» и «Муром» нет отбоя в посетителях, как строить бизнес без маркетинга, бизнес-плана и анализа аудитории, и как любовь и доверие способны помочь любому предпринимателю.
Редакция Men Today
Редакция Men Today
Марина Старчикова, WFG: «У нас внутренняя потребность — менять мир в лучшую, светлую сторону»
Фото предоставлено пресс-службой
Марина, ваши отели вызывают полный восторг даже у самых искушенных путешественников и самых капризных туристов. На какие уже существующие проекты вы ориентируетесь?

Сложно назвать какие-то конкретные проекты, так как мы ориентировались на Россию – в самом полном смысле этого слова. Это и русская литература, и театр, и бесконечное количество самых разных уголков нашей страны, которые мы посетили. Все это формирует вдохновение, и когда объем информации переполняется, начинает происходить авторство. Ты начинаешь рождать и реализовывать все замыслы, которые у тебя накопились, и собирать вокруг себя команду идейных людей. Потому что любой проект состоит из частиц множества людей, это огромная работа творческой команды.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я не думаю, что мы рестораторы или отельеры, или какие-то вот эти вот социальные термины к нам можно применить. Просто есть у нас внутренняя потребность — менять мир в лучшую, светлую сторону. Делать его более красивым, более волшебным. Простой пример: в этом году мы в Ples украсили елку и запустили вокруг нее паровозик с дымом и фейерверком. И когда ты видишь сияющие улыбки смотрящих на это действо людей, ты понимаешь, что у тебя все получилось – тебе удалось удивить, порадовать и побаловать своих гостей. Это и есть менять мир к лучшему, нужно просто видеть инструменты, которые есть у тебя каждый день, и задумываться о том, как их использовать. Это и возможность придумать новое вкусное блюдо, рассказать людям о каком-то локальном интересном продукте, да просто город украсить, в конце концов – у людей уже будет ощущение праздника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
То есть, для вас это история, в первую очередь, про смыслы, нежели про бизнес, да?

Деньги здесь вообще не играют никакой роли. Ну вот представьте себе время, когда мы начинали: 2010 год, все направления открыты, многие летают в Европу просто на уикенд. И вдруг в каком-то Тамбове, о котором мало вообще кто знает и куда не так просто добраться, какие-то люди решают сделать город точкой притяжения, построить там 4-5-звездочный отель, куда поедет вся Москва, потому что именно здесь будет очень душевно, очень гостеприимно, очень вкусно и так далее. Ну это же чистое безумие!

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На первый взгляд кажется, что это оно и есть.

И вроде бы никто в здравом уме не будет инвестировать в проект, который как будто бы заранее обречен. Но ты об этом не думаешь, не изучаешь свою целевую аудиторию, не составляешь бизнес-план – в тебе рождается автор, и ты хочешь творить. А ведь каждый творец выражает себя по-разному, и в нашем случае мы выразили себя через этот проект на 100%, вложили себя в него целиком.

Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То же самое было и с рестораном-сыроварней «Марфа», который расположен при отеле – такое же безумие. Загородный проект, никто в него не поедет специально поужинать, ну хоть Киркорова на открытие приглашай. Вот мы сомневались, переживали, а когда открылись, то три месяца не могли сдержать поток гостей, постоянно полная посадка была.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Просто когда ты что-то делаешь от души, ничего не копируешь и не слушаешь никаких критиков, это всегда находит отклик у таких же, как ты, людей – которые про смыслы. Энергия идет на энергию, так устроена природа.

Что ж, безумству храбрых поем мы песню. И кто в итоге стал первой гостевой аудиторией Ples?

Сильная сторона отеля в том, что он, с одной стороны, вроде бы за городом, но при этом и в городе. А в любом городе должно быть эдакое показательное место, проект, где гостей будут селить, кормить и так далее. Сначала мы начали набирать популярность среди горожан, а потом к ним присоединились гости, которые приезжали в Тамбов по делам бизнеса и по госзадачам. Причем эти гости, увидев, как у нас душевно, вкусно, близко от Москвы, спа, бассейн и лес, стали затем возвращаться в отель уже с семьями. Таким образом мы с легкостью зашли в сегмент В2В без какого-либо маркетинга, а исключительно с помощью сарафанного радио. Ничего в этом сверхъестественного нет, есть много проектов, живущих без маркетинга, но я верю, что в нашем случае сработал, так сказать, гений продукта: мы настолько прочувствованно и качественно сделали наше дело и собрали под него команду, что его даже продвигать не нужно – люди на него сами идут.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Не будем забывать, что на момент открытия и конкурентов у вас не было.

Да, это так, при том, что спрос был большой при почти полном отсутствии предложения. Мы открылись, когда были только сетевые международные отели в городах-миллионниках, а вот в маленьких городках, которые для них являются глушью, не было ровным счетом ничего, да и сейчас во многих та же ситуация. А как минимум поток командировочных по госслужбе и бизнесу всегда есть, был и будет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
То есть масштабироваться вы планируете также на маленькие городки? В вашем портфеле – отели в Муроме и Мичуринске, которые еще меньше Тамбова.

Я думаю, термин «масштабирование» вообще сложно к нам применить. Масштабировать можно какой-то более-менее одинаковый продукт, который подлежит тиражированию. У нас же нет ни одного проекта, который был бы похож на другой. И вместо портфеля мне больше нравится слово «коллекция». Которая собирается не по принципу прагматического расчета, а по принципу, наверное, некой смысловой случайности.

Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вроде как шармы на браслете.

Что-то вроде того, да. И эти шармы собираются просто потому, что так предопределено, предначертано. У меня ощущение, что нас ведут, потому что ни в одном из наших проектов, если их подробно разложить, не найдешь здравого смысла, все делается в состоянии потока. Я очень счастливый человек, потому что делаю только то, что люблю, и никогда не возьмусь за то, на что меня будут заставлять.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Насколько я знаю, вашим первым проектом была кофейня в Тамбове.

Да, мы тогда с братом продали родительскую квартиру и поставили на карту все. Либо пан, либо пропал. Но нам не было страшно, мы находились в каком-то слегка безумном состоянии одержимости – типичный психотип предпринимателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я закончила юридический факультет, училась с огромным удовольствием и вполне видела себя в юриспруденции, и вдруг в какой-то момент поняла, что все-таки это не моя жизнь, я так не хочу. И я начала поиск. В один прекрасный вечер мы сидели и разговаривали с братом, и вдруг идея сформировалась сама по себе: нам нужно открыть кофейню. Ну бред какой-то, абсурд – дипломированный юрист и строитель вдруг открывают кофейню в центре Тамбова! Ни одной предпосылки, кроме той, что в детстве я любила готовить тортики. Что это, как не божий промысел?

Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Марина, ты плотно вовлечена во все проекты WFG. Как тебе удается все успевать при такой нагрузке?

Мой рецепт прост – это доверие и любовь. Да, в бизнесе так не принято, да, я не про стандарты, да, я не про системность. Я про абсолютную любовь и доверие на 100%. Я только вчера одному из наших управляющих объясняла, что только через любовь – к проекту, любовь к людям, – через абсолютное доверие к ним можно достичь почти безграничных результатов. Потому что с помощью любви и доверия ты раскрываешь потенциал человека, и этот человек становится творцом. То есть это делегирование, грубо говоря – «ты знаешь, но я не знаю». При полном доверии человеку ты в нем рождаешь высший уровень ответственности, и тебе больше не нужно за ним присматривать, он все будет делать сам. Глобальная задача любого руководителя – собрать вокруг себя команду людей, которым можно безгранично доверять.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Кстати, во всех ваших отелях работает очень много молодежи. Как вам удается удерживать их на местах и не отпускать делать карьеру в Москву, Санкт-Петербург или другие большие города?

Знаешь, мне один сотрудник однажды в шутку сказал: «С вами невыносимо работать, вы всю душу забираете». У нас со всеми действительно очень глубокие отношения, и откалываются только те, кто не выдерживает этой глубины и обмена энергией. Многие из моей команды рядом уже лет 15, поэтому у меня складывается ощущение какой-то кастовости. Словно мы все сидим вокруг огня, и каждый из нас имеет огромное значение, и мы вместе поддерживаем этот костер. Мы – стая, и так мы выживем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Можешь ли ты сформулировать главные проблемы современного российского туристического бизнеса?

Я считаю, что сейчас в России открыто окно возможностей для реализации любых туристических проектов. Вырос и потребитель, который готов потреблять качественную продукцию, и бизнес, который набрал необходимые мощности. Огромная помощь оказывается государством в плане субсидий, налогообложения и льгот, и вообще, государство через местные органы наконец-то начало общаться с бизнесом и прямо интересоваться, чем помочь. Такая практика введена во многих регионах, и в целом ситуация весьма благоприятная.

Фото предоставлено пресс-службой
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Единственная проблема сейчас – это квалификация кадров. Но это процесс эволюционный, не может быть сначала университетов, а уже потом бизнеса – он всегда первичен. Бизнес должен сформулировать запрос и глобально стоять у истоков туристических образовательных институций, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в большинстве российских городов. Я верю, что на наших глазах рождается новая российская история – теперь уже в области туризма, отельного бизнеса и культуры гостеприимства.