6 причин посетить Иваново прямо сейчас

Прямо сейчас в Иваново проходит один из лучших фестивалей современного искусства «Первая фабрика авангарда». Мы уже съездили туда и вот 6 причин, почему вам стоит последовать нашему примеру.
Редакция Men Today
Редакция Men Today

В нашем мире существует множество устаревших, но, почему-то, до сих пор живущих в сознании стереотипов. Иваново – жертва многих из них. Помимо почетного титула города невест, за ним закрепился еще и печальный образ самого непопулярного города Золотого кольца.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Город не best», — шутят кавээнщики. Газеты пишут: «депрессивный, дотационный регион», город невезения». – Такие цитаты можно встретить в «Книге про Иваново (город incognito)», но все это отголоски прошедших дней.

Сегодня город может предложить своим гостям все – от прекрасных отелей и ресторанов до интереснейших экскурсий.

Витриной нового Иваново вот уже седьмой год подряд является фестиваль «Первая фабрика авангарда» – без преувеличения один из лучших региональных фестивалей в России.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И, несмотря на то, что даты его проведения в 2025 году ограничены 25 сентября – 5 октября, многие стартовавшие на нем выставки продлятся до 2026 года, так что ехать в Иваново можно и после окончания «фабрики», тем более, что, как уже сказано выше, там есть много точек притяжения, не ограниченных временными рамками. Но обо всем по порядку.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Лиминальные зоны»

Архивы пресс-службы

Жемчужина «Первой фабрики авангарда» этого года – выставка «Лиминальные зоны», куратором которой выступила одна из лучших специалистов по современному искусству в нашей стране Полина Могилина. В экспозиции она собрала работы, как молодых (в том числе местных), так и уже известных художников, которые сложились в полномасштабное высказывание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«По мнению психологов, мы все живем в эпоху тотальной лиминальности, поскольку находимся в некоем переходном состоянии и существуем в гибридной реальности, где трудно найти границы между материальным и цифровым мирами», – комментирует куратор.

Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Выставка большая и каждое вошедшее в нее произведение по-своему заставляет задуматься на эту тему. Есть у нее и внутренняя логика – гостям предлагается определенный маршрут, состоящий из шести зон – «Зал ожидания», «Омут памяти», «Пустошь», «Не-места», «Гипнагогия» и «Лимб».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

«Уже в первом зале мне захотелось провести, как минимум, 20 минут – именно столько идет, выведенный на экран старого лампового телевизора в инсталляции московского художника Юры Чернышова абсурдный фильм, снятый автором в самом Иваново. – Рассказывает главный редактор Men Today Антон Иванов. – Сюжета у фильма нет, но оторваться от него невозможно, тем более, что на экране то и дело появляются предметы, составляющие инсталляцию на стене, что дополнительно размывает границы между цифровым и реальным мирами».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом же зале вас ждет автобусная остановка художницы Ады Морозовой, а дальше на следующем этаже музея еще несколько десятков работ. Картины Екатерины Герасименко с лишенными людей заброшенными пространствами, инсталляция Кристины Манучарян из конвертиков с неотправленными и так и зависшими в виде черновиков сообщениями, видео-арт Евгения Гранильщикова – на экране автор предмет за предметом разбивает фамильный сервиз, годами стоявший на полках серванта его дома в ожидании праздника, «Моровая изба» Радмилы Мигулиной, созданная из ткани халатов пациентов, запертых в психиатрических клиниках...

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Описывать все произведения можно долго, но эту выставку точно стоит увидеть самому – сделать это можно до 2 февраля 2026 года в Музейно-выставочном центре (Советская ул., 29).

«Колеса истории»

Выставка художника Егора Кошелева встречает гостей в помещении ивановского вокзала, который сам по себе произведение искусства. Этот единственный сохранившийся в России конструктивистский вокзал после недавней реконструкции вернул себе изначальный облик, а вместе с тем избавился от всех негативных спутников своих собратьев: вокзал не только красивый, но и удивительно чистый – полное ощущение, что находишься в музее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Идею колеса истории Кошелеву предложил куратор выставки – Кирилл Светляков, специалист по современному искусству Третьяковской галереи, а за архитектуру застройки экспозиции отвечал Михаил Маслов, который довел авангардное высказывание до абсолюта: вы попадаете в агрессивно-красное пространство, где работы Егора, выполненные красным на красном, оживают в естественном освещении, проникающем через панорамные окна.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Объект хранения»

Расположившаяся в Музее промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина выставка «Объект хранения» во время фестиваля вступила в своеобразный диалог с пьесой Элины Петровой «Диковинные редкости покойного Дмитрия Геннадьевича Бурылина», читка которой проходила поблизости.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Сюжет этого произведения строится вокруг инвентаризации и утилизации части коллекции ивановского мецената – вчерашние революционеры уничтожают собранные фабрикантом по всему миру предметы, а фигура его самого возникает в повествовании через выдержки из его дневника, также отправленного в печь.

«Мы привыкли к тому, что вокруг нас – музеи. Художественные, исторические, биографические. Мы часто называем "музеем" нечто мертвое, остановившееся в развитии. Между тем, музей – это важнейшее изобретение человечество, может быть, это начало гуманизма, беззаветная любовь и благодарность к умершим людям и вещам. Удивительная фигура Дмитрия Бурылина позволяет вспомнить о том остром чувстве любви, которое лежит в основании каждой коллекции. Иногда только ужас утраты напоминает о том, какова же на самом деле ее цена», – говорит автор постановки режиссер, лауреат «Золотой маски» Борис Павлович.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Музей, созданный Бурылиным, – это причудливое собрание, казалось бы, никак не связанных одной темой или идеей экспонатов, где чучела животных и каменные истуканы соседствуют с посмертными масками великих людей и курительными трубками разных народов.

Эту какофонию вещей забавным образом дополнили работы современных художников, участников «Первой фабрики авангарда». Так, Роман Сакин представил экспозицию из фигурок, которые он лепил в свободное время –поделенные на 52 темы эти пластилиновые миниатюры тоже, казалось бы, никак не связаны между собой, но вместе создают удивительную картину.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

Работа Сакина – лишь часть выставки-квеста: гостям предлагают найти и опознать объекты современного искусства, спрятанные среди исторических артефактов коллекции Бурылина.

Конструктивизм

Иваново – это музей под открытым небом, где собраны шедевры конструктивизма. Помимо уже упомянутого железнодорожного вокзала 1933 года архитектора В. М. Каверинского, здесь вас ждут дом-пуля, дом-подкова, дом-корабль и даже школа-птица.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Также в туристический маршрут «Красная нить», объединивший шедевры конструктивизма, входят здания Ивсельбанка, трансформаторная подстанция №2 ИВГРЭС, дом коллектива, дворец искусств, общежитие хлопчатобумажного техникума и гостиница «Центральная» – все они относятся в 1920-30-м годам прошлого века, к тому времени, когда Иваново называли третьей столицей, а проектированием города занимались лучшие архитекторы страны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Даже спустя сто лет эти здания смотрятся футуристично, так что кажется, они относятся не только к авангарду, как стилю, но и находятся в авангарде архитектурных трендов наших дней.

Рестораны

В последние годы в Иваново сформировалась интересная гастрономическая среда. Такие рестораны, как «Огонек моей души», «Сезоны», «Лес», «Современник» и «Цони-Мацони» не уступают столичным заведениям, при этом в первых трех вам предложат локальную кухню в современном авторском прочтении, так что в свою поездку вполне можно добавить элементы гастротуризма, утолив в Иваново не только культурный голод.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Музей семьи Цветаевых

Архивы пресс-службы

Расположенное неподалеку от Иваново родовое гнездо Цветаевых также стало одной из площадок фестиваля – там состоялась арт-резиденция студентов кафедры дизайна костюма и текстиля им. Н. Г. Мизоновой Ивановского Политеха и столичного ГИТИСа – усадьбу наполнили арт-объекты авторства молодых художниц.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фестиваль «Первая фабрика авангарда» также включал в себя еще много составляющих.

Например, литературную ярмарку с лекциями, гостями и спикерами который стали Ирина Прохорова (литературовед, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение», издатель, глава одноименного издательского дома), Павел Басинский (российский писатель, литературовед илитературный критик, автор нон-фикшн бестселлеров о Горьком и Толстом), Вера Богданова (автор одной из главных книг 2025 года в новом жанре книжного сериала — «Семь способов засолки душ») и Рагим Джафаров — писатель, сценарист, драматург.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Архивы пресс-службы

«Отдельно хочу отметить аудиовизуальный перформанс "Сирин выходит из комнаты" петербургского "МолОт-ансамбля",– говорит Антон Иванов. – Это очень сильная работа и хотя ее в Иваново показывали только в рамках фестиваля, рекомендую отдельно поискать, где в следующий раз "МолОт-ансамбль" будет выступать с этой постановкой».