В нашем мире существует множество устаревших, но, почему-то, до сих пор живущих в сознании стереотипов. Иваново – жертва многих из них. Помимо почетного титула города невест, за ним закрепился еще и печальный образ самого непопулярного города Золотого кольца.
6 причин посетить Иваново прямо сейчас
«Город не best», — шутят кавээнщики. Газеты пишут: «депрессивный, дотационный регион», город невезения». – Такие цитаты можно встретить в «Книге про Иваново (город incognito)», но все это отголоски прошедших дней.
Витриной нового Иваново вот уже седьмой год подряд является фестиваль «Первая фабрика авангарда» – без преувеличения один из лучших региональных фестивалей в России.


И, несмотря на то, что даты его проведения в 2025 году ограничены 25 сентября – 5 октября, многие стартовавшие на нем выставки продлятся до 2026 года, так что ехать в Иваново можно и после окончания «фабрики», тем более, что, как уже сказано выше, там есть много точек притяжения, не ограниченных временными рамками. Но обо всем по порядку.
«Лиминальные зоны»

Жемчужина «Первой фабрики авангарда» этого года – выставка «Лиминальные зоны», куратором которой выступила одна из лучших специалистов по современному искусству в нашей стране Полина Могилина. В экспозиции она собрала работы, как молодых (в том числе местных), так и уже известных художников, которые сложились в полномасштабное высказывание.
«По мнению психологов, мы все живем в эпоху тотальной лиминальности, поскольку находимся в некоем переходном состоянии и существуем в гибридной реальности, где трудно найти границы между материальным и цифровым мирами», – комментирует куратор.


Выставка большая и каждое вошедшее в нее произведение по-своему заставляет задуматься на эту тему. Есть у нее и внутренняя логика – гостям предлагается определенный маршрут, состоящий из шести зон – «Зал ожидания», «Омут памяти», «Пустошь», «Не-места», «Гипнагогия» и «Лимб».


«Уже в первом зале мне захотелось провести, как минимум, 20 минут – именно столько идет, выведенный на экран старого лампового телевизора в инсталляции московского художника Юры Чернышова абсурдный фильм, снятый автором в самом Иваново. – Рассказывает главный редактор Men Today Антон Иванов. – Сюжета у фильма нет, но оторваться от него невозможно, тем более, что на экране то и дело появляются предметы, составляющие инсталляцию на стене, что дополнительно размывает границы между цифровым и реальным мирами».


В этом же зале вас ждет автобусная остановка художницы Ады Морозовой, а дальше на следующем этаже музея еще несколько десятков работ. Картины Екатерины Герасименко с лишенными людей заброшенными пространствами, инсталляция Кристины Манучарян из конвертиков с неотправленными и так и зависшими в виде черновиков сообщениями, видео-арт Евгения Гранильщикова – на экране автор предмет за предметом разбивает фамильный сервиз, годами стоявший на полках серванта его дома в ожидании праздника, «Моровая изба» Радмилы Мигулиной, созданная из ткани халатов пациентов, запертых в психиатрических клиниках...


Описывать все произведения можно долго, но эту выставку точно стоит увидеть самому – сделать это можно до 2 февраля 2026 года в Музейно-выставочном центре (Советская ул., 29).
«Колеса истории»
Выставка художника Егора Кошелева встречает гостей в помещении ивановского вокзала, который сам по себе произведение искусства. Этот единственный сохранившийся в России конструктивистский вокзал после недавней реконструкции вернул себе изначальный облик, а вместе с тем избавился от всех негативных спутников своих собратьев: вокзал не только красивый, но и удивительно чистый – полное ощущение, что находишься в музее.
Идею колеса истории Кошелеву предложил куратор выставки – Кирилл Светляков, специалист по современному искусству Третьяковской галереи, а за архитектуру застройки экспозиции отвечал Михаил Маслов, который довел авангардное высказывание до абсолюта: вы попадаете в агрессивно-красное пространство, где работы Егора, выполненные красным на красном, оживают в естественном освещении, проникающем через панорамные окна.
«Объект хранения»
Расположившаяся в Музее промышленности и искусства им. Д. Г. Бурылина выставка «Объект хранения» во время фестиваля вступила в своеобразный диалог с пьесой Элины Петровой «Диковинные редкости покойного Дмитрия Геннадьевича Бурылина», читка которой проходила поблизости.

Сюжет этого произведения строится вокруг инвентаризации и утилизации части коллекции ивановского мецената – вчерашние революционеры уничтожают собранные фабрикантом по всему миру предметы, а фигура его самого возникает в повествовании через выдержки из его дневника, также отправленного в печь.
«Мы привыкли к тому, что вокруг нас – музеи. Художественные, исторические, биографические. Мы часто называем "музеем" нечто мертвое, остановившееся в развитии. Между тем, музей – это важнейшее изобретение человечество, может быть, это начало гуманизма, беззаветная любовь и благодарность к умершим людям и вещам. Удивительная фигура Дмитрия Бурылина позволяет вспомнить о том остром чувстве любви, которое лежит в основании каждой коллекции. Иногда только ужас утраты напоминает о том, какова же на самом деле ее цена», – говорит автор постановки режиссер, лауреат «Золотой маски» Борис Павлович.


Музей, созданный Бурылиным, – это причудливое собрание, казалось бы, никак не связанных одной темой или идеей экспонатов, где чучела животных и каменные истуканы соседствуют с посмертными масками великих людей и курительными трубками разных народов.
Эту какофонию вещей забавным образом дополнили работы современных художников, участников «Первой фабрики авангарда». Так, Роман Сакин представил экспозицию из фигурок, которые он лепил в свободное время –поделенные на 52 темы эти пластилиновые миниатюры тоже, казалось бы, никак не связаны между собой, но вместе создают удивительную картину.

Работа Сакина – лишь часть выставки-квеста: гостям предлагают найти и опознать объекты современного искусства, спрятанные среди исторических артефактов коллекции Бурылина.
Конструктивизм
Иваново – это музей под открытым небом, где собраны шедевры конструктивизма. Помимо уже упомянутого железнодорожного вокзала 1933 года архитектора В. М. Каверинского, здесь вас ждут дом-пуля, дом-подкова, дом-корабль и даже школа-птица.
Также в туристический маршрут «Красная нить», объединивший шедевры конструктивизма, входят здания Ивсельбанка, трансформаторная подстанция №2 ИВГРЭС, дом коллектива, дворец искусств, общежитие хлопчатобумажного техникума и гостиница «Центральная» – все они относятся в 1920-30-м годам прошлого века, к тому времени, когда Иваново называли третьей столицей, а проектированием города занимались лучшие архитекторы страны.
Даже спустя сто лет эти здания смотрятся футуристично, так что кажется, они относятся не только к авангарду, как стилю, но и находятся в авангарде архитектурных трендов наших дней.
Рестораны
В последние годы в Иваново сформировалась интересная гастрономическая среда. Такие рестораны, как «Огонек моей души», «Сезоны», «Лес», «Современник» и «Цони-Мацони» не уступают столичным заведениям, при этом в первых трех вам предложат локальную кухню в современном авторском прочтении, так что в свою поездку вполне можно добавить элементы гастротуризма, утолив в Иваново не только культурный голод.
Музей семьи Цветаевых

Расположенное неподалеку от Иваново родовое гнездо Цветаевых также стало одной из площадок фестиваля – там состоялась арт-резиденция студентов кафедры дизайна костюма и текстиля им. Н. Г. Мизоновой Ивановского Политеха и столичного ГИТИСа – усадьбу наполнили арт-объекты авторства молодых художниц.


Фестиваль «Первая фабрика авангарда» также включал в себя еще много составляющих.
Например, литературную ярмарку с лекциями, гостями и спикерами который стали Ирина Прохорова (литературовед, главный редактор журнала «Новое литературное обозрение», издатель, глава одноименного издательского дома), Павел Басинский (российский писатель, литературовед илитературный критик, автор нон-фикшн бестселлеров о Горьком и Толстом), Вера Богданова (автор одной из главных книг 2025 года в новом жанре книжного сериала — «Семь способов засолки душ») и Рагим Джафаров — писатель, сценарист, драматург.

«Отдельно хочу отметить аудиовизуальный перформанс "Сирин выходит из комнаты" петербургского "МолОт-ансамбля",– говорит Антон Иванов. – Это очень сильная работа и хотя ее в Иваново показывали только в рамках фестиваля, рекомендую отдельно поискать, где в следующий раз "МолОт-ансамбль" будет выступать с этой постановкой».
