Россиянин в одиночку пересек Атлантику на веслах: история экстремального перехода Дениса Горбылева

В начале года Денис Горбылев пересек Атлантический океан по маршруту: Континент-Континент, Портимао (Португалия) — Куру (Французская Гвиана) как независимый гребец в одиночку без поддержки за 66 дней 20 часов 40 минут. Денис рассказал, как готовился к этому событию и как прошел рекордный переход.
Россиянин в одиночку пересек Атлантику на веслах: история экстремального перехода Дениса Горбылева
Getty Images

С 1928 года пройти на веслах в одиночку маршрут Континент-Континент через Атлантический океан смогли 14 человек. При этом только трое, включая меня, смогли сделать это без технической поддержки. Двое по маршруту Европа — Южная Америка, один — Европа — Северная Америка. Рекорд держался почти 21 год — Штейн Хофф (Норвегия) прошел Португалия — Гвиана в 2002 году за 96 дней без поддержки. Все остальные попытки были реализованы не в полном объеме, потому что люди заходили либо на Канарские острова, либо на Кабо-Верде для ремонта лодок или пополнения запасов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про предыдущий опыт

Опыт перехода через океан у меня был — осуществлять подобные мероприятия без опыта нельзя. Потому что надо понимать, что придется долго находиться в океане, в природной среде, в которой человек жить не может из-за отсутствия пресной воды. В 2006 году я пересек в команде Федора Конюхова Атлантику под парусом. Это был мой первый опыт трансатлантического перехода. Кстати, именно тогда я впервые увидел океанскую гребную лодку: у меня даже есть фотография, на которой я стою с Федором и Оскаром Конюховыми возле лодки из фанеры на Антигуа. Я тогда подумал, что это полное сумасшествие идти на этом через океан! Но прошло 16 лет и я в одиночку это сделал. Так что, сейчас уже мне это не кажется сумасшествием, хотя под парусом идти более комфортно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Денис Горбылев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2009 году также с Федором и командой я пересек Тихий океан из Окленда (Новая Зеландия) через мыс Горн на Фолклендские острова. Этот маршрут подробно описан в книге Жюля Верна «15-летний капитан». Только они промахнулись где-то на пять тысяч миль и ушли в Африку. Потом в 2019 году я стал частью международной команды, которая пыталась побить рекорд в скорости и сделать то, что сейчас я осуществил в одиночку, по маршруту Португалия — Французская Гвиана. Мы вышли из Портимао и пришли в Кайенну. Но у нас были проблемы с выработкой энергии — сломалась солнечная батарея. Поэтому пришлось вырабатывать воду вручную с помощью аварийного опреснителя, который качает буквально по капле — за 6 часов 5 литров воды. Кроме того, нам пришлось заходить на Кабо-Верде, чтобы купить 300 литров воды. Руководствуясь именно этим опытом и предыдущими ошибками я готовился к нынешнему переходу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Денис Горбылев

Про подготовку к переходу

Основной момент подготовки — нужно постоянно заниматься каким-нибудь видом спорта. Необходимо быть в хорошей спортивной форме. Правда, воссоздать, смоделировать на суше такие же нагрузки, как в океане, очень сложно. Потому что там надо грести по двенадцать часов и больше в сутки. Некоторые ребята гребут на тренажере сутками, но я этим не занимался. У меня был опыт перехода через океан, и я понимал, какие нагрузки мне предстоит испытать. Да и потом это история больше не про мышцы, а ментальность и уверенность в себе. Поэтому в плане нагрузок у меня был стандартный набор: немного бега и много игры в теннис. Большой теннис особенно на жаре дает нагрузку на протяжении большого количества времени и представляет собой оптимальный вариант быстрого набора физической формы в игровом формате.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что касается еды, то я себя ни в чем не ограничиваю. У меня нет проблем с лишним весом, да и гигантской мышечной массы тоже нет. Большие мышцы в данном деле, на мой взгляд, только мешают. Когда стартуешь, пребываешь в стрессовой ситуации, жизнь кардинально меняется. Но при этом главное во время плавания — это не терять вес. Поэтому людям с большой мышечной массой приходится больше есть, чтобы поддерживать организм, который в данных условиях первым делом «сжирает» мышечный объем. Бывает, что люди теряют по килограмму в день во время подобных переходов. Резкая потеря в весе сказывается на физическом состоянии и, соответственно, способности грести. Забегая вперед, могу сказать, что я во время перехода через океан в этот раз похудел максимум на три килограмма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Денис Горбылев

Я греб в одиночку, но за любым одиночкой всегда стоит команда. В моем случае это была международная команда: как в старом анекдоте — русский, голландец, ирландец и француз. Ральф занимался подготовкой и оснащением. Найл отвечал за метеосводки и навигационное обеспечение, Клеман осуществлял IT-поддержку, связанную с трекингом, и наносил точки на карту по моему маршруту. Таким образом, на протяжении всего времени в этом проекте были заняты четыре человека.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про погодное окно

План был стартовать с 15 по 28 ноября 2022 года. Каждый год все стартуют примерно в это время. 22 числа мы приехали в Портимау, выгрузили лодку, в Голландии все было протестировано, но тут у нас начались отказы. Системы выходили из строя одна за другой. Мы начали устранять эти неполадки, поэтому я пропустил погодное окно. Потом начались шторма, которые шли от США в Европу. Обычно они идут чуть выше: для старта мне нужна была хорошая погода в районе Азорских островов — так называемый, «Азорский антициклон». Но этой погоды не было фактически месяц. У меня заканчивался период пребывания по визе. Я пришел к пограничникам и объяснил им ситуацию. Они сказали, что могут продлить мне период на две недели до конца года, но гарантировать погодное окно никто не мог. Такого, по заверениям местных, не было 15 лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Денис Горбылев

Никогда до этого мне не приходилось так долго ждать — обычно это занимало максимум неделю. А в этот раз, когда я шел один, океан меня проверял. Я ходил вдоль берега и задавал себе вопросы, почему он меняли не пускает. Однажды в середине декабря, гоняя в голове эти мысли, я зашел в воду и... получил ответ. У меня появилась уверенность, что до конца года погодное окно обязательно будет. Не могу это объяснить, но это был какой-то инсайд, я точно понимал, что буду встречать новый год в океане.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Поэтому я принял решение вылететь из Евросоюза в Марокко, потому что понимал, что если полечу домой, то назад уже не вернусь и не смогу осуществить задуманное. В общей сложности я ждал погоду около месяца, постился (не ел мяса, только морепродукты) и ждал изменений в погоде. Самое интересное я их в какой-то момент, гуляя по набережной почувствовал — начали меняться запах, цвет воды и так далее. Навигатор мне подсказал, что 26 декабря, возможно, будут условия. 24 декабря вечером я уже был в Портимау. 25-го мы протестировали лодку, а 26-го я вышел. Решение о выходе было полностью моим. Это очень серьезный шаг: отвязать лодку и пойти через океан. Когда идешь один, никто не может принять решение за тебя, не на кого переложить ответственность.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про быт на лодке

Главное на лодке — это электроэнергия. Она вырабатывается с помощью солнечных батарей. Соответственно, можно распоряжаться только тем, что удается получить в течение дня. Энергию тратится на работу опреснителя, автопилота и системы навигации. Например, в моем случае на начальном этапе от Канарских островов было мало солнца из-за облачности и плохой погоды. Поэтому я принял решение на этом этапе запастись водой и не использовать опреснитель. Это оказалось правильно, потому что команда ребят, которые шли после меня, попали в эту сплошную облачность, разрядили все батареи и вынуждены были сделать остановку на Канарских островах для подзарядки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Денис Горбылев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы делали лодку, изначально ориентируясь на то, что я буду идти без поддержки и остановок. Поэтому добавили третий аккумулятор, поставили новый автопилот, который «ест» меньше электричества. То есть все действия были направлены на снижение потребления электроэнергии. Нужно понимать: если ее нет, то переход превращается в выживание, как у нас было в 2019 году. Нет ни автопилота, ни воды. Значит, нужно рулить лодкой самостоятельно, в том числе ночью, а также использовать ручной опреснитель, который работает по каплям. Он может сломаться. Вместо того, чтобы грести или отдыхать, восстанавливать силы, приходится добывать воду.

У меня была газовая стандартная горелка, которую часто используют альпинисты. Но я не сторонник есть горячую еду, потому что можно случайно обвариться, а любое повреждение кожи посреди океана — это серьезная проблема, чреватая прекращением перехода. Поэтому я разбавлял еду холодной водой — получалось не так вкусно, конечно, зато безопасно. Плюс на разогрев также тратится драгоценное время. Что касается «санитарных» надобностей, то здесь все просто. Туалет — это ведро. Для малой нужды — бутылка из-под молока, которую привязываешь к лодке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про сам переход

Сложности во время плавания, конечно, были, но не критические. Были большие волны, которые захлестывали лодку. На старте получилось так, что волна пробила клапан помпы, откачивающей воду, — проснулся ночью, как будто в ванне заснул. Включил фонарик и начал судорожно искать пробоину, пока не обнаружил истинную причину «потопа».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Денис Горбылев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На третий день подул сильный ветер, меня стало сносить обратно, поэтому я использовал якорь-парашют. Пройдя Гибралтар, три дня дрейфовал в обратную сторону. Когда были волны по три с половиной метра с периодичностью в восемь секунд, я выбрасывал за борт длинные веревки для дополнительной стабилизации лодки. Скорость терялась, зато была возможность спокойно спать. Максимальные волны достигали пяти метров в высоту. Мокрым был постоянно.

Мне везло с электроэнергией. Почти везде было солнце и даже когда небо заволакивало облаками, например, на подходе к Южной Америке, где шли дожди, почему-то всегда случалось маленькое окошко в небе, света из которого было достаточно, чтобы зарядить батареи. Я старался грести 12 часов в день. До Кабо-Верде — в основном днем, а ночью отдыхал. Когда стало жарко, всю работу по гребле переносил на ночные часы. Такой жары я ни на одном пляже не встречал. Рыбу я не ловил, потому что, во-первых, еды у меня было достаточно, а во-вторых, я не сторонник что-либо забирать у природы без особой нужды. Да и некогда было: ведь на ловлю и готовку требуется несколько часов. Но у меня были рыболовные снасти на случай, если что-то пойдет не так.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Денис Горбылев
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Питание было стандартное — нужно съедать 3-5 тысяч калорий в день. Обычно во время таких переходов все питаются экспедиционной едой — по сути, дошираком. В рацион добавлял протеиновые батончики или изотоники. Плюс я взял с собой кусок сырокопченого окорока, куски которого развешивал на лодке и просушивал на солнце. Каждый день я вел дневник, куда записывал несколько строчек: кого видел, какие корабли встретил и так далее. Раз в день выходил на связь, получал прогноз погоды. Проверял почту, связывался с семьей, женой и детьми.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Плыть в одиночку мне понравилось больше, чем в команде. Потому что ни от кого не зависел, не нужно было выстраивать отношения. Все люди разные и есть масса историй, когда в команде из четырех человек кто-то с кем-то не общается на протяжении 50-60 дней. Но здесь есть другие риски: ответственность только на мне, плюс необходимо уметь все делать самому: вязать узлы, грести, разбираться в электрике, навигации.

Про жителей океана

Я много контактировал с дельфинами. Это очень серьезные ребята — настоящая цивилизация, которая пока еще не вышла из воды. Они постоянно приходили ко мне в гости. Поначалу исследовали лодку с помощью эхолокации. Как правило, в основном ночью, что мешало мне спать. Как-то раз я им сказал: «парни, вы уже достали, хватить меня сканировать». Они что-то покрякали и уплыли. Потом они уже меня узнавали, подплывали к лодке переворачивались кверху брюхом и приветствовали меня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Был еще случай: в течение длительного времени меня сопровождала здоровая тропическая рыба Махи-Махи или Корифена. Каждое утро и вечер она серфила на волнах, рядом с лодкой, выпрыгивала из воды, показывая свою красоту.

В какой-то момент моя лодка обросла водорослями, и я потерял в скорости. Я нырнул в воду и начал чистить днище, и рыба подплыла очень близко ко мне, буквально на несколько сантиметров. Вот так мы и познакомились, она сопровождала меня две тысячи миль. В какой-то момент, когда я подходил к берегу, она приняла решение оставить меня — выпрыгнула из воды практически перед моим лицом, помахала в воздухе хвостом и ушла. Больше я ее не видел. Она мне стала настоящим другом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время путешествия меня поразила, насколько красива природа и насколько кощунственно мы к ней относимся. Это притом что я шел по маршруту «трейдвиндс» (третье плавание Колумба было максимально близко к нему), где нет гигантских полей пластика, которые, например, встречаются в Тихом океане. Но даже пластиковая пятилитровая баклажка, брошенная в океан, на контрасте с чистой голубой водой и выглядит очень депрессивно.

Про прибытие и планы

В последний день я прошел в районе 117 миль. Около берега образуется мощная прибойная волна из-за резкого перепада глубины, так как реки наносят много ила. Возле островов Иль-дю-Салю, где была известная каторга, ночью мою лодку перевернуло волной. Меня выбросило за борт и накрыло лодкой. Сломалось несколько весел. Я принял решение откачать воду и идти в сторону берега. К утру подошел к берегу напротив детского яхт-клуба. Но мне пришлось ждать, когда начнется прилив, чтобы завершить переход — коснуться лодкой земли.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Pixabay
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потом вытащил лодку на берег. Меня встретил жандармы, у командира жандармов ребенок занимается в этом клубе. Он проверил все мои документы, я туда прибыл без визы. Они мне очень сильно помогли впоследствии, взяли на себя ответственность за мой приход. Поприветствовать меня пришли два гребца, тоже с опытом переходов, мы отправились в бар, где они заставили меня выпить баночку пива — такая традиция. Потом меня отвезли в госпиталь — обследовать небольшие увечья после переворота лодки. Там мне совершенно бесплатно сделали полное обследование и обработали все мои ссадины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Я буду регистрировать несколько рекордов. Потому что 117 миль — это самое большое расстояние, которое когда-либо проходил сольник в течение суток. Плюс 66 дней перехода через океан — мы заявили в Гиннес, как самый быстрый сольный переход, без поддержки по программе Континент- Континент (Европа-Южная Америка). Как будет происходить дальше, пока не знаю. В прошлый раз, когда я шел с европейской командой, регистрация заняла год.

Ну а, следующий этап я хочу сделать по маршруту Перу — Австралия (или Чили — Австралия), то есть переход через Тихий океан тоже в одиночку.