Российские автовладельцы столкнулись с беспрецедентным увеличением сроков ремонта автомобилей по страховым полисам ОСАГО и каско. Как сообщает «Коммерсант», служба финансового уполномоченного зафиксировала рекордный рост числа жалоб: за первые восемь месяцев 2025 года количество обращений по ОСАГО выросло на 20% (до 58,8 тысячи), а по каско — на 30% (до 3,6 тысячи).
Страховые компании завалили жалобами: что происходит с ремонтом по ОСАГО в России

При этом, как отмечает финансовый уполномоченный Светлана Максимова, реальное число недовольных может быть значительно выше, так как не все клиенты доводят спор до официального разбирательства.

Ключевая проблема, по мнению участников рынка, заключается в сложностях с поставками автозапчастей. Ремонт затягивается как минимум в 10–15% случаев, и в 90% из них виной тому — логистические проблемы. Особенно остро дефицит ощущается при необходимости замены кузовных деталей и оптики.
По данным Mains Lab, чаще всего в страховом ремонте меняют задние бамперы (34% случаев), передние фары (30%), передние бамперы (22%) и крылья (19%).
Проблема актуальна для автомобилей всех марок.
«Основные сложности мы испытываем по кузовным запасным частям на модели брендов, которые покинули российский рынок либо ввезены по схеме параллельного импорта», — сообщила директор по сервису компании «Рольф» Юлия Трушкова.
Однако, по словам Светланы Максимовой, трудности с поставками характерны и для китайских автомобилей, несмотря на их доминирование на рынке.
Эксперты делят страховые ремонты на три категории по сложности и срокам.
- Легкий ремонт (50% случаев)
Не требует замены деталей или они есть в наличии. Срок: 1-2 недели.
- Средний ремонт (40% случаев)
Требует замены от 3 до 10 элементов, которые есть на складе или доступны к заказу. Срок: 2-3 месяца.
- Сложный ремонт (10% случаев)
Касается замены крупных кузовных частей (крыша, боковины), которые доставляются под заказ из Европы или Америки. Срок: до полугода.
В практике финансового уполномоченного встречаются случаи, когда страховые компании изначально предлагают автовладельцам нереалистичные сроки.
«Страховщик предлагает срок и 180, и даже 240 дней для ремонта», — рассказывает Светлана Максимова.
Законодательство четко регулирует сроки только для ОСАГО — ремонт не должен превышать 30 рабочих дней. Для полисов каско таких ограничений нет, что создает почву для злоупотреблений. Однако пленум Верховного суда в своем постановлении от 25 июня 2024 года разъяснил, что закреплять в договоре «чрезмерно продолжительный» срок ремонта недопустимо.
По мнению финансового уполномоченного, если общий срок ремонта по каско превышает 135 дней, потребитель вправе требовать от страховщика возмещения убытков. Однако страховые компании редко удовлетворяют такие требования добровольно, и автовладельцам приходится обращаться в суд.

Российский союз автостраховщиков (РСА) считает, что ответственность за задержки не должны нести страховщики, поскольку они оперативно выдают направление на ремонт, а дальнейшие проблемы возникают на стороне СТО и поставщиков.
Однако юристы придерживаются иного мнения. Если задержка вызвана нарушениями со стороны дилера или импортера, страховая компания, выплатив компенсацию клиенту, может предъявить им регрессный иск (суброгацию) о возмещении своих убытков. Таким образом, рост числа жалоб может привести к увеличению судебных издержек и для самих страховщиков.