Автомобильные дизайнеры всегда стремились к облику-как-из-будущего и наверняка с удовольствием использовали бы прием с эффектными светящимися полосами еще лет так сорок назад, когда в массовой культуре только возникла эстетика киберпанка, неона и световых мечей. Помешала этому суровая реальность — сделать размашистые и при этом тонкие и яркие световые полосы во всю ширину кузова вплоть до недавнего времени не позволяли технологии. Сегодня, когда светодиоды решили эту проблему, многие автомобили стали «светиться» практически одинаково. Ирония в том, что немногим раньше всё те же светодиоды открыли для индустрии так называемую световую подпись, то есть уникальный рисунок фар или фонарей, по которому легко можно определить марку или модель автомобиля, даже когда видишь его мельком на улице или в зеркале заднего вида.
Уезжающая красота: как изменился автомобильный дизайн и почему современные машины так выглядят?

Световые полосы и футуристичность
Получается, светодиодная оптика смогла сначала придать автомобилям больше индивидуальности, а впоследствии свести ее на нет — когда все производители стали тиражировать световые полосы. Впрочем, есть мнение, что скоро все снова изменится.

Шеф-дизайнер Hyundai Саймон Лосби в недавнем интервью выразил уверенность, что этот художественный прием себя изжил. Перспективу он видит в пиксельной светотехнике, и Hyundai является, наверное, самым большим приверженцем такого решения. Они не только демонстрируют его на концептах последних лет, но и еще в 2021 году реализовали пиксельную матрицу в задней оптике серийного минивэна Hyundai Staria (хотя спереди у него все та же уже приевшаяся полоска света во всю ширину кузова).
Другой популярный ход, с помощью которого автомобили делают на вид более технологичными и современными, чем они есть на самом деле, — выдвижные ручки дверей. Эта деталь сначала перекочевала с концептов на электрокары, а потом и на остальные модели. В «электричках» — особенно в их ранние годы — был критичен запас хода, который в значительной степени зависит от аэродинамики. В попытках сделать кузов максимально обтекаемым дизайнеры и придумали убирающиеся в плоскость боковины ручки с электроприводом.
Более простые и менее зависимые от расхода энергии (ввиду простора восполнения ее запасов) автомобили с ДВС переняли это решение просто для того, чтобы выглядеть круче. Особенно оно полюбилось китайским производителям, но по прошествии нескольких лет именно Китай может поставить на нем крест — сейчас в стране инициировано обсуждение соответствующего запрета с лета 2027 года. Кстати, согласно некоторым исследованиям, в действительности выдвижные ручки улучшают коэффициент аэродинамического сопротивления на втрое меньшую величину, чем заявляют использующие их производители. При этом обходятся они втрое дороже обычных и отказывают в восемь раз чаще.
Нефункциональная агрессия
Когда труб выпускной системы под задним бампером больше, чем цилиндров у двигателя, возникает вопрос: что этим пытается сказать производитель и есть ли тут хоть какая-то практическая необходимость? Между прочим, именно таким решением отличается один из самых популярных автомобилей российского рынка — Belgee X50, он же Geely Coolray в недавнем прошлом. А сам Coolray уже во втором поколении выглядит чуть ли не более агрессивно, чем по-настоящему быстрый хотхэтч Toyota Yaris GR.
Другая модель Geely — Cityray — предлагает особую комплектацию с выхлопной системой, где четыре трубы расположены по центру, как у культового спорткара Chevrolet Corvette! А компания Chery в седане Arrizo 8 вообще имитировала мощную выхлопную систему, просто вылепив бутафорские патрубки в заднем бампере, в то время как реальный глушитель и выход из него спрятаны за задним бампером.

Мода на агрессивную пластику кузова со множеством бутафорских элементов — явление чисто китайское. Производители стремятся придать спортивности и визуальной злости даже тем моделям, где она не слишком уместна — обычным «травоядным» городским кроссоверам и седанам со вполне рядовыми динамическими характеристиками.
Сейчас практически каждый новый автомобиль китайского происхождения имеет гребенчатый «диффузор» под задним бампером, спойлер зачастую нескромных размеров и форм (как, например, у моделей Changan линейки Uni), а нередко еще и сплиттеры и другие элементы обвеса, а также красные тормозные суппорты и имитацию карбона. Не важно, что из этого действительно функционально с точки зрения аэродинамики. Главное — со стороны такой набор производит впечатление быстрой и мощной машины. Для многих важнее казаться, а не быть.

Этот тренд породил целую волну народного стайлинга, которая в некотором роде возвращает нас в нулевые – в эпоху диковатых обвесов, цветных брызговиков и подсвеченных омывателей лобового стекла. В подражание заводскому агрессивному дизайну автовладельцы стали массово устанавливать на свои машины накладки на зеркала и крышки багажника в стиле моделей BMW M, которые чуть ли не на развес продаются на маркетплейсах. Ярче всего это проявляется на автомобилях такси — обратите внимание один раз и больше уже не сможете не замечать массовость этого явления.
Огромные решетки
Китайский дизайн перестал быть «откровенно китайским» — он постепенно глобализируется, и это следствие привлечения в команды разработчиков многих брендов специалистов из Европы. Новости о таких громких трансферах появляются чуть ли не ежемесячно — например, только недавно Xaiomi забрала дизайнера BMW i Кая Лангера. Одновременно происходит встречный процесс: модели традиционных брендов начинают выглядеть как «китайские». Шеф-дизайнер BMW Адриан ван Хойдонк признался, что характерные для моделей последних лет огромные «ноздри» были сделаны в угоду китайскому рынку — мол, там ну очень любят решетки радиаторов нескромных размеров. Правда, и этой эпохе, похоже, пришел конец: только что BMW представили новый кроссовер iX3, который обозначил возврат к небольшим вертикальным решеткам, как у моделей 90-х годов и их предшественников.

Кстати, надо заметить, что упомянутый тренд с большими решетками китайские производители лишь развили, а возник он еще раньше, примерно в середине прошлого десятилетия. Одним из основоположников была компания Lexus с решетками в форме гигантской катушки, да и Audi c их Singleframe-дизайном передней части продвигали ту же идею. Теперь это общая черта автомобилей многих производителей — в различных исполнениях такое решение призвано транслировать окружающим роскошь и богатство, агрессию и доминантность, спортивность или даже технологичность.

Особенно увлеклись этой игрой производители пикапов и минивэнов. Первые повторяют за американскими полноразмерными «траками», а вторые пытаются (вполне успешно) превзойти вэн Toyota Alphard, который шокировал своим хромированным «щитом» на носу в рестайлинге 2018 года. И все же всех переплюнули разработчики из американского стартапа Faraday Future, смонтировавшие на носу своего минивэна FX Super One вместо решетки огромный жидкокристаллический монитор высокого разрешения. Такой большой, что во время пикника на нем можно всем экипажем шестиместной машины смотреть фильмы.

Большими решетками и даже графикой на них не пренебрегают и уважаемые традиционные производители — например, недавно представленный электрокроссовер Mercedes-Benz GLC with EQ Technology удивил дизайном с массивной носовой частью, которую формирует эрзац-решетка. Вместо прорезей для обдува эта панель содержит 942 светящихся элемента, которые могут работать статично или оживать анимацией. Оказывается, раскритикованные после своей премьеры подсвеченные ноздри BWM Iconic Glow были всего лишь цветочками.

Подражание
Копирование и подражание в автомобильной индустрии (как и во многих других сферах промышленного дизайна) были, есть и будут всегда. Но теперь, ввиду массовости явления, это как будто перестало быть чем-то зазорным.
Наоборот, китайские модели стали тиражировать удачные примеры европейского дизайна, будь то многочисленные вариации на тему Land Rover Defender среди кроссоверов и внедорожников или модели Xiaomi, напоминающие то McLaren, то Ferrari.

Получается, что, интерпретируя внешность той или иной модели дорогого бренда, китайцы несут заложенные в ней идеи в массы за счет большей доступности своих машин. При этом производители Поднебесной не стесняются копировать и друг друга: когда какой-то компанией найден удачный дизайн, который хорошо продается, его тут же берут в работу конкуренты. Пример: сверхпопулярные кроссоверы Lixiang, на которые так похожи модели Wey, Aito, Nio и других марок в этом сегменте.

И еще пара трендов
В категории суперкаров чистые экспрессивные линии больше не в моде. Вместо этого — мешанина поверхностей, ломаные силуэты, перегруженность мелкими элементами. Дизайн каждой новой модели тех же Ferrari и Lamborghini становится все сложнее, поэтому уже невозможно запомнить, как они выглядят и чем отличаются от предыдущих. Сегодня не выпускают ничего, что могло бы по харизме и четкости облика сравниться с Ferrari F40 или Lamborghini Diablo, образ которых сразу всплывает в сознании при упоминании имени.
Яркий пример — представленная недавно Ferrari 849 Testarossa, которую в соцсетях и прессе раскритиковали за эксплуатацию культового названия при скомканном и совершенно нерелевантном иконе 80-х дизайне. Из «массовых» производителей суперспорткаров разве что марка Porsche верна своему стилистическому консерватизму. В остальном аутентичность и минимализм — это прерогатива бутиковых компаний вроде Gordon Murray Automotive.

Объединяющим свойством многих автомобильных брендов сегодня является то, что они находятся в поиске своей новой визуальной идентичности. Причины для этого у всех разные: одни производители застряли в старых дизайнерских решениях, другие набили себе шишки в попытках быть модными и инновационными, третьи заблудились, пытаясь угодить самому крупному мировому рынку, китайскому. Четвертые — это сами многочисленные китайцы — только находятся в процессе становления и формирования своей эстетики.
Автомобильный дизайн сегодня пластичен как никогда. С одной стороны, это следствие того, что новые технологии развязали руки дизайнерам — теперь можно воплощать более широкий спектр идей, чем даже десять лет назад. С другой стороны, за счет квантового скачка китайского автопрома усилилась конкуренция в индустрии.
В борьбе за внимание потребителя в ход идут даже очень смелые дизайнерские гипотезы. В итоге жизненный цикл моделей сократился, и обновление внешности стало происходить чаще. Сложно предположить, как будут выглядеть автомобили хотя бы в 2030 году. Но одно можно утверждать наверняка: дальше будет не менее интересно.
