Флагманы выходят из моды: почему бренды одежды массово отказываются от больших магазинов

В 2025 году в России открылось всего 28 крупных магазинов одежды — минимум за последние годы.
Игорь Барышев
Игорь Барышев
Флагманы выходят из моды: почему бренды одежды массово отказываются от больших магазинов
Legion-Media

По итогам 2025 года российские фэшн-ритейлеры запустят всего 28 флагманских магазинов, что на 18% меньше показателей прошлого года. Как сообщает «Коммерсант», доля флагманов в общем объеме новых открытий снизилась на 15 процентных пунктов, составив 83%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Основными причинами сокращения стали переток спроса в онлайн, удорожание заемных средств и дефицит качественных торговых площадей.

Россияне перестали покупать одежду? Продажи в магазинах одежды и обуви резко упали

Одеваться стало дороже: одежда в России выросла в цене на 36%, а обувь на 59%

Конец эпохи хайпа: почему люксовые бренды больше не могут позволить себе игнорировать поколение X​​​​​​​

Согласно данным консалтинговой компании NF Group, динамика открытий напрямую связана с изменением потребительского поведения. Как отметила руководитель департамента исследований и аналитики IBС Real Estate Екатерина Ногай, спрос активно смещается в интернет-сегмент.

По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), за январь-сентябрь объем онлайн-продаж в России вырос на 32%, достигнув 8,2 трлн рублей. Доля e-commerce в рознице увеличилась до 18,3%.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, рост онлайн-продаж влечет за собой увеличение операционных расходов и, как следствие, удорожание продукции. В этих условиях компании вынуждены оптимизировать затраты на аренду, персонал и обслуживание физических точек.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ритейлеры смещают фокус на развитие собственных интернет-магазинов и присутствие на маркетплейсах», — добавила Лебсак-Клейманс.

Сдерживающим фактором также стало сокращение числа новых игроков на рынке. По данным CMWP, за девять месяцев 2025 года в России появилось всего 27 новых марок, что на 37,5% меньше, чем годом ранее. По прогнозу консалтинговой компании Nikoliers, всего по итогам года на рынок выйдет 51 новый бренд (21 иностранный и 30 российских), что на 30% ниже прошлогодних значений.

Эксперты указывают на ограниченные финансовые возможности бизнеса. Высокая стоимость заемных средств и снижение интереса внешних инвесторов к розничным проектам мешают компаниям вкладываться в развитие сети.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Открытие флагмана стало капиталоемкой задачей, требующей значительных инвестиций в дорогостоящую отделку», — подчеркнула руководитель департамента торговой недвижимости CMWP Зульфия Шиляева.

Несмотря на то, что ритейлеры все чаще сталкиваются с нехваткой подходящих помещений в востребованных торговых центрах и высокими арендными ставками, компании не отказываются от формата полностью, так как флагманы работают на узнаваемость бренда и привлечение новой аудитории.

Так, в 2025 году несколько крупных открытий все же состоялось:

  • сеть Lime открыла флагман в ГУМе
  • бренд Zarina запустил главный магазин в ТРЦ Columbus
  • Calzedonia Group (бренды Calzedonia, Intimissimi, Falconeri) открыла магазин на Патриарших прудах

Впрочем, участники рынка ожидают дальнейшего спада активности. По их прогнозам, в 2026 году число запусков флагманов сократится еще сильнее.

Более того, возрастут риски и для уже работающих точек. По словам вице-президента Союза торговых центров Наталии Кермедчиевой, если девелоперы и владельцы ТЦ не проявят гибкость в условиях аренды, часть действующих флагманских магазинов может закрыться.