Новый «Супермен» Джеймса Ганна идет на рекорд. После первого уикенда картина собрала почти 220 миллионов долларов в мировом прокате — это самый успешный старт для DC Studios за последние восемь лет. Впрочем, долгожданный выход масштабного блокбастера омрачили отзывы консервативных критиков: они обвинили режиссера в политизации персонажа и отметили, что представлять криптонца «иммигрантом» и «олицетворением истории Америки» по меньшей мере некорректно. К слову, одним из тех, кто возмутился такому решению, был актер Дин Кейн — он и сам исполнял роль Кларка Кента в телесериале «Лоис и Кларк: Новые приключения Супермена».
Фанаты называют «Супермена» Джеймса Ганна политизированным. Объясняем, почему он всегда был частью пропаганды


Почему Кейн не прав, а сам Супермен был не только культурным, но и политически важным инструментом с первого дня существования? Сейчас объясним.
«Супермен» во времена Второй мировой
Первый комикс о Супермене вышел в июне 1938 года — ближе к окончанию Великой депрессии. До следующего глобального потрясения, начала Второй мировой, в США уже пришли турбулентные времена — в стране царила безработица, резко снизилось производство, разительно упал спрос и цены на сельскохозяйственную продукцию. Разумеется, среди населения наблюдался явный рост недовольства политическим курсом государства — здесь как нельзя кстати появился атлетичный мужчина в красном плаще, придуманный автором Джерри Сигелом и иллюстратором Джо Шустером.

Конечно, не Кларк Кент остановил Великую депрессию, развязав международный конфликт (напомним, что развитие военной промышленности помогло американцам выйти из кризиса). Он стал если не милитаризированным маскотом, то как минимум фантастической фигурой идеального, бравого американца: на первых страницах комиксов он прилетел на Землю и спас жертву домашнего насилия. Впоследствии он превратился в голос народа, борющийся с преступниками и алчными политиками. Эдакая оппозиция в синем трико, ко всему прочему обладающая запредельной мощью.

Впрочем, с началом войны так называемые левые взгляды покинули систему ценностей Кларка Кента — к этому моменту он был фигурой исключительно патриотической. Что вполне логично, ведь в тяжелые исторические периоды люди нуждаются в эскапистских сюжетах и соответствующих героях (ну а комиксы — все же самая дешевая и доступная с художественной точки зрения литература). Для рабочего класса сирота с далекой планеты Криптон оказался надеждой, опорой и моральным ориентиром. Неудивительно, что в годы войны к нему присоединились и другие супергерои: Капитан Америка, Чудо-женщина, Бэтмен и многие другие.
«Супермен» — лицо американской пропаганды
Супергерои действительно были частью глобальной пропаганды: в ранние годы на страницах комиксов красовались зарисовки, в которых Капитан Америка расправлялся с Гитлером, а Бэтмен и Робин из пулемета стреляли по немецким противникам. После того, как японцы напали на Перл-Харбор, товарищи в плащах с не меньшей страстью издевались и над ними. Более того, власти США, а точнее министерство финансов, выпускали собственную серию историй под названием «Военные комиксы победы» (War Victory Comics) — они и вовсе рекламировали продажу военных облигаций. Что касается врагов, то они зачастую выглядели намеренно карикатурно и гиперболизировано: японцы — желтокожие и невысокие, немцы — хмурые, почти бесцветные и с максимально отторгающей внешностью.

Иллюстрированные рассказы нашли отклик не только у испуганного населения, но и у американских солдат, для которых подвиги героя служили своего рода мотивацией. После окончания Второй мировой Супермен и компания продолжили продвигать взгляды авторов и инвесторов: допустим, во времена Холодной войны нарратив приобрел антисоветский характер. Нетрудно догадаться, как в представлении карикатуристов выглядели коммунисты, а как справедливые и бесстрашные американские военные. Конечно, их интересовала не только репрезентация натянутых отношений между Советским Союзом и США: они также отмечали социальные изменения внутри своей страны — когда в обществе разгорелся дискурс на тему прав темнокожих и женщин, в комиксах появились персонажи, отвечающие и этому запросу (речь о Черной Пантере).
Какие ценности защищает супергерой сегодня?
Следующий важный виток развития в истории Супермена и супергероики в целом пришелся на 11 сентября 2001 года. Когда буквально весь мир обсуждал теракт, унесший жизни почти 3 тыс. людей, массовая культура отреагировала серией крупных премьер — чего только стоит «Возвращение Супермена» 2006-го, в котором Кларк Кент спас мужчину, падавшего с небоскреба. Сегодня можно смело сказать, что за почти столетие мало что изменилось: сюжеты и характеры героев все еще формируются, исходя из социально-политической повестки.

Отвечая на вопрос экс-исполнителя роли супергероя Дина Кейна (о том, насколько корректно Джеймс Ганн «исказил» первоначальный характер героя), хочется сказать, что актер недостаточно скрупулезно погрузился в лор персонажа. Создатели Супермена, Сигел и Шустер, были детьми еврейских эмигрантов и потому наделили его соответствующими чертами и желаниями. Но так или иначе, финальный вердикт не за Кейном, а за зрителями — новый «Супермен» доступен на Rutube.
