Тайка Вайтити родился в Новой Зеландии в семье маори и еврейки. По его собственным словам, непростая история обоих народов фактически предполагала юмор как способ выживать и справляться с трудностями. В семье не было киношников: отец работал на ферме и рисовал картины, мама преподавала в школе. Когда Тайке исполнилось пять, его родители развелись. Мальчик остался жить с мамой и даже взял ее фамилию — Коэн.
Пикассо от мира кино: кто такой Тайка Вайтити и почему его все любят

Прирожденный комик

В Университете Виктории в Веллингтоне Тайка Коэн изучал театр и изобразительное искусство. Здесь же он решил вернуться к фамилии отца. Вайтити звучало смешно, экзотично и цепляюще — ровно так, как он и хотел. Вместе с друзьями по университетскому драмкружку Тайка создал комедийную труппу So You’re a Man. Они брали гитары, надевали «голые» костюмы и гастролировали по Новой Зеландии и Австралии. Среди участников был и Джемейн Клемент — будущий соавтор «Реальных упырей».
Когда труппа распалась, Тайка и Джемейн не остановились и создали дуэт The Humourbeasts. В 1999 году они получили Billy T Award — одну из самых престижных комедийных наград Новой Зеландии. И именно тогда стало ясно, что юмор — это больше, чем просто фишка Тайки. Это его путь в большой кинематограф.
Стал режиссером в 30
«Знаете этих людей, которые снимают свои первые фильмы в восемь лет? — спрашивает Тайка в одном из интервью. — Так вот, мне было тридцать. До этого я был художником. Писал картины».

Впрочем, поздний старт не помешал Тайке. Первый короткий метр «Две машины, одна ночь» (2003) сразу же принес ему номинацию на «Оскар». В тот год победила «Оса» Андреа Арнольд, а Тайка оказался первым человеком в истории премии, который уснул прямо в зале во время объявления номинантов. Через несколько лет новозеландец все же получит заслуженный «Оскар», но об этом поговорим чуть позже.

Мировую славу Тайке принесла комедия «Реальные упыри» — история о вампирах, которые живут в одном доме, ссорятся из-за немытой посуды и пытаются как-то совмещать вечную жизнь с бытовухой. Фильм вырос из короткометражки 2005 года, снятой вместе с Джемейном Клементом, и покорил зрителей своим абсурдом, тонким юмором и обаянием. Эта история в итоге превратилась в целую вселенную. В 2018 году вышел сериал «Паранормальный Веллингтон» о полицейских из фильма, а через год — шоу «Чем мы заняты в тени» про вампиров в Нью-Йорке.

Успех «упырей» открыл Вайтити двери в Marvel. Он сел в режиссерское кресло «Тора: Рагнарек» и превратил сагу о богах и молотах в яркую космическую комедию. Фанаты были в восторге, да и кассу лента собрала отличную. На волне успеха вышло продолжение «Тор: Любовь и гром». Однако как только Вайтити доказал, что может играть по правилам блокбастеров, он тут же вышел за рамки комиксной кабалы. В 2019-м Тайка снял трагикомедию «Кролик Джоджо». Смелая сатира на нацизм принесла ему «Оскар» за лучший адаптированный сценарий.

В центре сюжета — мальчик по прозвищу Джоджо, живущий в нацистской Германии и обожающий фюрера так сильно, что тот является ему в виде воображаемого друга. Но однажды Джоджо обнаруживает у себя дома еврейскую девочку, и его идеология начинает трещать по швам. Получился фильм, который балансирует между безумным юмором и трогательной драмой. Это едва ли не лучшая работа Вайтити, а сцену с бабочкой смело можно назвать одной из самых сильных в современном кино.
Большой любитель импровизации
Тайка Вайтити сознательно разрушает привычные правила съемочного процесса. Реплики персонажей часто рождаются прямо на площадке, а актеры узнают детали сюжета буквально перед тем, как войти в кадр. По его словам, такой подход позволяет ловить искренние реакции актеров. Тайка убежден, чем естественнее игра, тем смешнее эмоции выглядят на экране. Импровизация для Вайтити — не вспомогательный прием, а главный инструмент. Даже в масштабных проектах вроде «Тора: Рагнарек» до 80% материала создавалось на месте, прямо во время съемок.

Впрочем, несмотря на легкие и порой абсурдные формы проектов, Тайка всегда обращается к серьезным темам. Потери, одиночество, семейные драмы проходят красной нитью через каждую историю. Водном из последних его фильмов «Следующий гол — победный» главный герой переживает смерть дочери и распад семьи. «Кролик Джоджо», несмотря на комедийный тон, рассказывает о взрослении в нацистской Германии, о внутреннем конфликте и переосмыслении идеалов. При этом юмор Вайтити не обесценивает трагедию. Он шагает рядом с ней, создавая особый ритм, где грусть плавно сменяется улыбкой. Именно поэтому зрители испытывают весь спектр эмоций, и истории Тайки остаются с ними надолго.

Рабочий график режиссера расписан на несколько лет вперед. Недавно стало известно, что он займется новым проектом — «Судья Дредд». От такого количества работы легко можно было бы сойти с ума, но Вайтити и в этом находит легкость и юмор. «Это ненастоящая работа, — говорит Тайка, — Это может быть сложно, но, в конце концов, мы просто переодеваемся в костюмы и притворяемся кем-то другим».