Торговые центры в России умирают: россияне стали проводить в них значительно меньше времени

У людей изменился формат потребления, поэтому торговые центры перестали быть точкой притяжения у россиян.
Антон Попов
Антон Попов
Торговые центры в России умирают: россияне стали проводить в них значительно меньше времени
Unsplash

В России среднее время, которое люди проводят в торговых центрах, сократилось вдвое. В первом квартале 2025 года посетители стали задерживаться в ТЦ всего на 1–1,5 часа, тогда как год назад этот показатель составлял 2,5–3 часа. Об этом пишут «Ведомости», ссылаясь на исследование Fashion Consulting Group и «МТС геоэффект».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению специалистов, традиционный формат длительного шопинга в торговых центрах уходит в прошлое. На смену ему приходят короткие и целевые визиты. Сейчас покупатели чаще заранее выбирают товары или услуги онлайн, а в ТЦ приходят только за тем, что уже решили купить. Особенно это заметно среди жителей крупных городов, которые стремятся экономить время и не хотят долго добираться или искать нужные магазины внутри комплекса.

Не только шоколад: как работает «дубайская схема» мошенничества при покупке авто

«Магнит» завершил сделку по покупке «Азбуки вкуса»: что будет с брендом

В России появится самозапрет на покупку алкоголя? С такой инициативой выступили в Госдуме
Unsplash

Еще одной причиной сокращения времени пребывания в торговых центрах стал уход западных брендов одежды, таких как Zara, H&M и Uniqlo. До 2022 года именно эти компании привлекали основной поток посетителей в ТЦ. Сейчас же россияне предпочитают заказывать их товары через маркетплейсы. На фоне снижения числа посетителей большинство арендаторов торговых площадей требуют скидок на аренду, отмечает NF Group. По данным компании, выручка ритейлеров упала на 25–40%.

Вообще торговые центры сейчас находятся в условиях идеального шторма. С одной стороны они сильно страдают от ухода западных брендов и невозможности привлечь посетителей вещами от крупных компаний. С другой стороны на них сильно давят маркетплейсы, предлагающие товары от тысячи брендов, многие из которых значительно дешевле, чем в магазинах, которые есть в торговых центрах.

И «возможность примерить» — очень слабое преимущество. Особенно у представителей молодого поколения. Россияне давно научились решать эту проблему, а маркетплейсы им в этом подыгрывают: заказывают сразу 5-10 единиц одного и того же товара, но в разных размерах. А после выбирают лучшее. 

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наконец, торговые центры, пусть и совсем незначительно, поджимают сервисы по доставке. Раньше многие люди, работающие неподалеку от торгового центра, шли на обед именно туда. Либо ели после работы в ТЦ, а после ходили по магазинам. С появлением невероятно быстрой доставки, необходимость в обеде на шумном фудкорте просто отпала.

Прогулки по местным гипермаркетам в поисках продуктов на неделю также лишились смысла. Товары из этого гипермаркета за 100 рублей доставит курьер. Не нужно таскаться с тележками и тяжелыми сумками: донесут до двери и аккуратно оставят у двери, либо передадут вам в руки.

У ТЦ остается слишком мало опций, поэтому этим пространствам нужно срочно передпридумывать себя, чтобы оставаться актуальными на рынке услуг и развлечений.