Студенты перешли на ИИ: каждая четвертая студенческая работа в России написана с помощью искусственного интеллекта

Зато снизилось количество плагиата: студенты перерабатывают чужие работы с помощью ИИ.
Антон Попов
Антон Попов
Студенты перешли на ИИ: каждая четвертая студенческая работа в России написана с помощью искусственного интеллекта
Freepik

Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на исследование компании «Антиплагиат», 24% студенческих работ в России в 2025 году написано с применением искусственного интеллекта. Это почти в 4 раза больше, чем два года назад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И если вас пугают подобные новости, не беспокойтесь: качество работ при этом выросло (по измеримым метрикам). Так, уровень плагиата снизился с 30% до 21,7%, а средний объем работы вырос с 45 до 48 страниц. Эксперты связывают это с тем, что студенты перестали копировать чужие работы, а начали дорабатывать свои с помощью нейросетей.

Юристы больше не нужны? В США люди все чаще начали выигрывать дела в суде с помощью искусственного интеллекта

Расскажет все о здоровье: как работает первая спортивная повязка с искусственным интеллектом

Mr. Beast против искусственного интеллекта: он боится, что ИИ лишит творческих людей работы​​​​​​​
Freepik

Также важно отметить, что искусственный интеллект не захватил престижные учебные заведения России. Например, студенты престижных университетов реже используют ИИ при написании выпускных квалификационных работ. В топ-10 вузов доля текстов с признаками генерации составила 16%, а в университетах из второй десятки ― 25%.  

Это говорит о том, что в заведениях с высоким качеством образования применение искусственного интеллекта все еще является редким явлением. В основном, ИИ используют в не самых топовых вузах, что, на самом деле, позитивный сигнал. Если раньше студенты из таких вузов предпочитали копировать чужое, то сегодня они пишут работы самостоятельно, но используя ИИ. Пусть это тоже является неким читерством, однако работа с искусственным интеллектом все-таки требует минимальной работы, вычитки материала, составления промтов, чтобы получилось комплексное исследование. Копирование ничего из этого не требует.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Freepik

Помимо этого нужно отметить, что частота использования ИИ также зависит от направления. На гуманитарные и социальные науки приходится 26,5% использования ИИ, на технические — 13,4%, а на естественно-научные — 10,4%.

Едва ли эту проблему можно решить с помощью запретов. Искусственным интеллектом все равно будут пользоваться. Студенты будут искать методы обхода ИИ-сканеров, научатся обманывать систему. Куда эффективнее научить их правильно использовать искусственный интеллект. Обучить искусству составлять грамотные промты, показать, как ИИ может ускорять работу. Так даже у студентов не из самых лучших учебных заведений появится мотивация работать с ИИ грамотно, а не просто составлять кое-какие промты, не вчитываться в итоговый материал, чтобы на выходе получилась посредственная работа. 

Правильное использование искусственного интеллекта может улучшить качество образования, избавить студентов от рутины, сделать их эффективнее и конкурентнее на рынке труда. Поэтому запреты опасны и неэффективны. Новым инструментам нужно обучать. К счастью, в российских вузах это понимают.