Более 60% россиян сообщили об ухудшении качества жизни в течение года из-за необходимости экономить, причем половина из них охарактеризовала это ухудшение как значительное.
Начали экономить и уже не стесняются бедности: более половины россиян отметили, что за последний год они стали жить хуже

Как сообщает портал aif.ru со ссылкой на исследование, проведенное аналитиками финансового маркетплейса, лишь у 6% граждан качество жизни улучшилось благодаря более прагматичному поведению, а у 23% финансовое положение осталось без изменений.

Основной фокус экономии направлен на предметы роскоши, такие как антиквариат, предметы искусства и другие ценные вещи. Отказ от подобных трат отметили 69% респондентов. Значительное сокращение расходов также коснулось сферы туризма (60%), развлечений и занятий спортом (51%), а также покупки бытовой техники (48%).
При этом исследование выявило, что 27% россиян вынуждены экономить на вещах, относящихся к категории первой необходимости. Примечательно, что эта доля выше, чем доля тех, кто сократил расходы на транспорт и топливо (24%).
Потребительские стратегии также претерпели изменения. Половина опрошенных (51%) в целях экономии отказались от дорогих брендов и магазинов. Еще 44% стараются выбирать более дешевые товары-аналоги, а 18% предпочитают закупаться оптом.
Анализируя категории, от которых респонденты склонны отказываться полностью, исследователи выделили:
- предметы роскоши (74%)
- путешествия (47%)
- развлечения (37%)
- электронику (29%)
«Такая картина свидетельствует не просто о переходе в режим экономии, а о смене самой модели покупательского поведения. Показная роскошь перестает быть приоритетом для всех слоев общества. Даже представители высшего среднего класса стали вести себя скромнее», — отметила доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская.

Для низшего среднего класса, по словам эксперта, характерно стремление к разумной экономии. Дорогие путешествия и покупка предметов роскоши все чаще проигрывают таким практическим целям, как ремонт квартиры, дома или расширение дачи.
«Эта тенденция в первую очередь касается людей среднего и старшего возраста. Она также добавила, что данный тренд к рациональному потреблению является более сильным, чем поведение тех, кто приобретает предметы роскоши, чтобы продемонстрировать свой статус и не казаться бедным», — уточнила Лебединская.