Исследователи разработали инновационное дорожное покрытие, которое способно самовосстанавливаться при появлении трещин. Новое покрытие предотвращает образование выбоин без необходимости вмешательства человека, что обещает сделать дороги более долговечными и безопасными.
Главная проблема России скоро может исчезнуть: ученые изобрели самовосстанавливающийся асфальт

Международная команда учёных создала самовосстанавливающийся битум, который устраняет трещины по мере их возникновения, сплавляя асфальт обратно в единое целое. В ходе лабораторных испытаний материал успешно заделывал небольшие трещины всего за час после их появления. И это важнее, чем может показаться, потому что именно из-за маленьких трещин в скором времени появляются большие выбоины.

Так, они обычно начинаются с небольших поверхностных трещин, которые появляются под воздействием интенсивного движения транспорта. Через них вода проникает внутрь дорожного покрытия, где циклы замерзания и оттаивания усиливают разрушение. Битум — липкое чёрное вещество, используемое в асфальте, — становится особенно уязвимым к растрескиванию, когда окисляется и затвердевает со временем.
Чтобы решить эту проблему, исследователи добавили в битум крошечные пористые споры растений, пропитанные переработанными маслами. Когда дорожное покрытие сжимается под весом проезжающих машин, оно сдавливает споры, которые высвобождают масло в окружающие трещины. Масло размягчает битум, позволяя ему растекаться и заполнять повреждения. Этот процесс происходит автоматически, без участия человека.

«Это исследование позволит внедрять улучшения и проводить техническое обслуживание быстрее и с меньшими перебоями для движения, — рассказали исследователи. — Участники дорожного движения получат гораздо более удобный опыт передвижения, что сэкономит их время и средства».
Для моделирования поведения нового материала учёные сотрудничали с исследователями из Королевского колледжа Лондона и Google Cloud. Они использовали технологии машинного обучения — разновидности искусственного интеллекта — чтобы смоделировать движение органических молекул в битуме и понять, как самовосстанавливающийся материал реагирует на новые трещины. Исследователи считают, что через пару лет этот материал можно будет внедрить на британских дорогах.
Таким образом, новое поколение дорожных материалов может стать важным шагом в решении проблемы выбоин. Оно не только продлит срок службы дорог, но и сделает путешествия более комфортными для всех водителей, включая тех, кто ценит идеально ровное покрытие для своих дорогих автомобилей.