Вы знаете, что такое «синдром главного героя»? Феномен/мем, согласно которому некоторые люди ведут себя в жизни так, будто они — звезды собственного телешоу? Поколение X, в целом, страдает от постоянной противоположности этому явлению. Это «крутые ребята из последнего ряда в классе, которые ведут себя настолько неприметно, что учитель, директор, буфетчица и все остальные дети едва замечают их присутствие», пишет Bussiness Insider. «Поколение "пофиг" (от англ. whatever) — это поколение, которое не замечают».
Кто такие представители поколения X и почему о них так мало говорят?

«Забытое поколение»
Представители поколения X — люди, родившиеся в период с 1965 по 1980 год, — имеют репутацию «забытого поколения». Сейчас «иксам» от 44 до 60 лет. Когда в массовой культуре, на работе или в СМИ заходит речь о поколениях, обычно противопоставляют бэби-бумеров и миллениалов или миллениалов и поколение Z. Поколение X как бы отходит на второй план, если вообще упоминается. Сложно понять, почему «иксов» так часто обходят вниманием и что все это значит.
Переходное звено между бумерами и миллениалами
Представители поколения X находятся между двумя гигантскими поколениями, переживающими трансформацию. В некотором смысле они являются переходным звеном между ними. «Можно сказать, что поколение X было переходным этапом от бэби-бумеров к миллениалам, и в какой-то момент оно перестало быть конечной целью, — говорит Джейсон Сэлмон, стендап-комик, чьи шутки часто затрагивают проблемы поколения X. — Мы находимся где-то посередине, где нет эмодзи для концертных футболок».
Многие «иксы», как известно, были детьми, которых родители в лучшем случае не контролировали. В худшем — их вообще мало замечали. Они часто были предоставлены сами себе после школы, пока их родители усердно работали. Они выросли в 1990-е годы, эпоху перемен в технологиях, политике и культуре. В детстве они боготворили Люка Скайуокера, а затем повзрослели вместе с Куртом Кобейном, перейдя от романтического героизма к гранжевому цинизму. В то время как бумеры были «поколением я», а миллениалы — «поколением я я я», поколение X стало поколением «всё равно».
«Исторически сложилось так, что мы хотели оставаться в тени, — говорит Эрин Манц, основательница Gen X Girls Grow Up, блога и группы в Facebook (принадлежит Meta, запрещена в РФ) для женщин поколения X. — Мы как бы говорили: "Да пофиг"». Такое отношение поколения X к самим себе привело к тому, что общество стало относиться к ним без интереса.

Почему «иксы» остались без внимания, или «второстепенные персонажи»
«То, что поколение X остается без внимания, — это своего рода фирменный знак», — говорит Меган Герхардт, профессор лидерства и менеджмента в Университете Майами, автор книги «Gentelligence: революционный подход к управлению коллективом, состоящим из представителей разных поколений». Во многом проблема заключается в том, что это поколение так и не стало самой влиятельной силой с точки зрения численности населения. «Я не думаю, что поколение X оказало такое же значительное влияние из-за статистических показателей», — считает она.
Еще одна статистическая проблема: поколение X было «наименее контролируемым» поколение, по ее словам. Во многих семьях они стали первыми детьми, у которых оба родителя работали вне дома, и это происходило в то время, когда быть гиперопекающими родителями еще было не в моде. Это означало, что многим представителям поколения X приходилось быть более независимыми и самостоятельными.
У их родителей не было технологий, чтобы следить за ними, и мобильных телефонов, чтобы с ними связаться. От детей этого поколения ожидали, что они будут смотреть телевизор после школы и разогревать ужин в духовке до прихода мамы и папы. По словам Герхардт, они были «второстепенными персонажами» в семье, а не главными героями.
Синдром среднего ребенка
Джин Твендж, представительница поколения X, автор книги «Поколения: реальные различия между поколением Z, миллениалами, поколением X, бэби-бумерами и "молчаливыми"», рассказала, что многие ее ровесники говорят, что не чувствуют себя такими же особенными, как группы людей, родившиеся раньше или позже. По ее словам, психологический портрет «иксов» отражает изменения, происходящие между поколениями, «если посмотреть, скажем, на рост позитивного самовосприятия и индивидуализма, который неуклонно наблюдался от поколения бэби-бумеров до поколения X и миллениалов».

Твендж отмечает, что от поколения бэби-бумеров до поколения X и миллениалов молодые люди стали больше внимания уделять своему финансовому благополучию, чем приорбретению осмысленной жизненной философии, и стали чаще считать себя выше среднего. Поколение X было переходной фазой от одного образа мышления к другому. Из-за этой динамики у «иксов» развился своего рода синдром среднего ребенка между поколениями.
Они чувствуют себя обделенными вниманием и застрявшими между эгоцентричными родителями-бумерами, которые стоят выше их, и, возможно, еще более эгоцентричными миллениалами, которые младше. Но они также умеют решать проблемы самостоятельно, и многие из них говорят, что предпочли бы, чтобы их оставили в покое. «Мы очень гордимся своей независимостью и находчивостью», — говорит Манц.
Лозунг: «Мне всё равно»
Двойственное отношение, которое воплощает поколение X, привлекает. Одна из особенностей «иксов», по мнению Салмона, заключается в том, что их лозунг: «Мне всё равно». Это может придавать сил, но в то же время создает проблемы на работе и в жизни для тех, кто просто пытается плыть по течению.
Поколение X стало первым поколением, отвергнувшим трудовую этику бэби-бумеров, готовых жить на работе. Это хорошо в том смысле, что жизнь — это нечто большее, чем работа, но в то же время это сложно, когда прямо за твоей спиной вырастает сверхголодное поколение. Несмотря на то, что миллениалы уделяют первостепенное внимание балансу между работой и личной жизнью, они также хотят добиться успеха, и их работодатели с радостью помогают им в этом. «Когда миллениалы пришли на рынок труда, они принесли с собой культуру суеты: ты усердно работаешь и добиваешься своего, для тебя возможно все», — говорит Герхардт.
Многие компании создали программы ускоренного продвижения миллениалов на руководящие должности, из-за чего представители поколения X часто оказывались не у дел. Это привело к тому, что «иксы» стали посредником в иерархии и оказалось в странном подвешенном состоянии. Учитывая их возраст, представители поколения X действительно занимают руководящие должности, но миллениалы сейчас составляют наибольшую долю менеджеров в общей численности персонала.
Многие представители поколения X чувствуют, что застряли с руководителем-бумером, который не собирается уходить на пенсию, или с молодым миллениалом, который пробился в первые ряды. Они выступают посредниками между старым и молодым поколениями, пытаясь найти точки соприкосновения. Манц говорит, что одной из причин, по которой она создала сообщество для женщин поколения X, было желание побудить их быть более заметными и занять руководящие должности, несмотря на их склонность к сдержанности.

У «иксов» есть «мягкая сила»
Представители поколения X неоднозначно относятся к тому, что ими пренебрегают. С одной стороны, многие из них вполне довольны тем, что спокойно занимаются своими делами. С другой стороны, не очень приятно, когда твой опыт постоянно вычеркивают из общемирового повествования.
Их не обвиняют в том, что они не могут заработать себе на жилье, как миллениалы, потому что едят тосты с авокадо, или как поколение Z, потому что они странно смотрят и предъявляют слишком много требований к работодателям. У поколения X есть своего рода «мягкая сила», которая проявляется в том, что люди не обращают на них постоянного внимания. И они успели пожить до появления интернета. Они знают, как адаптироваться к технологиям, но при этом понимают, что это может быть непросто, да и не так уж необходимо.
Возможно, поколение X наконец-то окажется в центре внимания в политическом, культурном и других аспектах. В конце концов, мода на 90-е возвращается. А если нет, то им «всё равно».