Крушение Air India: эксперт оценил показатели безопасности и возможные причины первого падения Boeing 787 Dreamliner

Настоящее чудо — одному пассажиру рокового рейса удалось выжить.
Артем Кузелев
Артем Кузелев
Крушение Air India: эксперт оценил показатели безопасности и возможные причины первого падения Boeing 787 Dreamliner
Unsplash
Содержание

Что известно об авиакатастрофе в Индии

Самолет Air India, направлявшийся в лондонский аэропорт Гатвик, разбился вскоре после взлета 12 июня 2025 года в Ахмадабаде на западе Индии. На борту рейса AI171 находились 242 человека, в том числе 169 граждан Индии, 53 британца, семеро португальцев и один канадец.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Обнародованные кадры видеонаблюдения со взлетно-посадочной полосы показали, что самолет поднялся в воздух, выровнялся, а затем резко упал, выбрасывая клубы огня. Все это произошло менее чем за минуту. Воздушное судно рухнуло на общежитие медицинского колледжа в густонаселенном районе Мегани Нагар как раз в тот момент, когда студенты садились обедать, что увеличило количество жертв.

Boeing 787 Dreamliner
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Причина крушения не ясна, также неизвестно точное число погибших. Первоначально официальные лица заявили, что все находившиеся на борту самолета погибли, однако позже выяснилось, что один пассажир чудом уцелел. Выживший британец индийского происхождения Вишваш Кумар сейчас восстанавливается в больнице, мужчина рассказал, что через 30 секунд после начала полета раздался громкий шум: «Все произошло так быстро. Я испугался. Я встал и побежал».

Boeing 787 Dreamliner и другие пассажирские самолеты

Профессор оптимизации проектирования с кафедры аэронавтики и астронавтики Университета Саутгемптона Али Элхам рассказал, что представляет собой самолет Boeing 787 Dreamliner, его уровне безопасности и возможных причинах трагедии. По словам эксперта, эта модель стала огромным прорывом в самолетостроении и была первым самолетом Boeing, в конструкции которого более 50% материалов композитные.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В данном случае под композитными материалами понимается в основном углеродное волокно. Оно заменило части конструкции, которые в предыдущих типах самолетов делались из алюминия. Это способствовало значительному снижению веса воздушного судна. Кроме того, в модели 787 реализовано множество инноваций, которые существенно отличают ее от предыдущих версий: 747 и 767.

Boeing 787 Dreamliner
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сочетание новых двигателей, улучшенной аэродинамики и значительного снижения веса привело к заметному сокращению как расхода топлива, так и выбросов углерода по сравнению с самолетами предыдущего поколения. Еще одной особенностью стала значительно возросшая электрификация самолета с более широким использованием аккумуляторов для бортовых систем питания.

Каковы показатели безопасности Dreamliner

Dreamliner имеет высокие показатели безопасности, отмечает Элхам, и летает уже много лет без существенных проблем. Однако когда самолет был еще новым, фиксировалось несколько инцидентов, когда его литий-ионные батареи перегревались, в некоторых случаях это приводило к задымлению или даже возгоранию как на земле, так и во время полета. Пострадавших не было, и все самолеты смогли благополучно приземлиться.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это заставило Boeing приостановить полеты всех Dreamliner на несколько месяцев для расследования проблемы. Компания перепроектировала батареи и контейнеры для них, а затем провела испытания и прошла сложный процесс сертификации. Все эти усилия позволила вернуть Dreamliner в небо. С тех пор инцидентов с батареями не было.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Boeing 787 Dreamliner
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эксперт пояснил, что вместо получения энергии от газовых турбин в двигателях модели используются батареи. Эта энергия питает приборы, электронику и многие другие системы самолета. Повышение электрификации способствует сокращению выбросов углерода, поскольку газовые турбины работают на керосине.

Что известно о причинах крушения Boeing 787 Dreamliner

Али Элхам подчеркиает, что пока еще слишком рано говорить о конкретных причинах крушения, кроме того, нет никаких официальных подробностей о катастрофе. Если говорить в общем, когда расследуются такие инциденты, часто выявляется цепочка проблем. Происходит что-то одно, за этим следует другое, и так происходит целый ряд событий. Поэтому у случившегося может быть не одна причина.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Катастрофа 12 июня произошла вскоре после взлета. Хотя статистически самолеты являются самым безопасным видом транспорта, фазы взлета и посадки обычно считают наиболее критическими. Это связано с тем, что воздушное судно находится близко к земле, что сокращает время для реагирования на технические проблемы или какие-то другие внезапные изменения. Хотя эти фазы не являются по сути опасными, они несут более высокий риск в сравнении с тем, когда самолет находится на высоте.

Boeing 787 Dreamliner
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На чем сосредоточится расследование аварии

Эксперт пояснил, что расследоваться будет вообще все. Участники процесса будут искать регистраторы (черные ящики), которые предоставят все данные о полете и записи разговоров в кабине. Также будет изучена информация с диспетчерской вышки, что иногда позволяет найти улики. Естественно, подробно будут исследоваться обломки самолета.

Элхам отмечает, что ситуация отличается от приземления всех Boeing 737 Max весной 2019 года, которое последовало за двумя катастрофами, связанными с повторяющимся дефектом программного обеспечения. Аналогично, когда Dreamliner впервые поступил в эксплуатацию, серия инцидентов с перегревом аккумулятора выявила системную проблему, заставишую регулирующие органы временно приземлить флот.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В текущем случае, если следователи не обнаружат повторяющуюся техническую проблему, которая представляет непосредственный риск для других 787, маловероятно, что запретят все модели. Безопасность всегда является главным приоритетом, но регулирующие меры обычно зависят от того, является ли проблема изолированной или системной.

Boeing 787 Dreamliner
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что говорят о 787 Dreamliner в Boeing

Смертельная катастрофа рейса Air India стала первой с участием Boeing 787 Dreamliner. В компании называют этот самолет самым продаваемым большим авиалайнером в истории, он позволил открыть сотни новых маршрутов по всему миру. В Boeing сообщили, что самолеты перевезли миллиард пассажиров, в настоящее время более 1100 Dreamliner эксплуатируется авиакомпаниями на самых длинных направлениях.

Авиационный аналитик Генри Хартевелдт отмечает, что 787 Dreamliner — одна из «рабочих лошадок» для дальнемагистральных авиаперевозок, эксплуатируемая более чем 70 перевозчиками. Он подчеркивает, что авиакомпании ценят гибкость и надежность самолета, высоко оценивая его удобства, в том числе большие, чем в среднем, иллюминаторы.

По данным аналитической компании Cirium, в парке Air India 34 таких судна. Разбившийся самолет был произведен на предприятии в районе Сиэтла в 2013 году и поступил во флот авиакомпании в начале 2014-го. С тех пор он взлетал и приземлялся более 8000 раз.