Дорого и опасно для жизни: почему такси в России становится роскошью?

Отрасль находится на грани масштабного кризиса.
Ангелина Викторова
Ангелина Викторова
Дорого и опасно для жизни: почему такси в России становится роскошью?
Legion-Media
Рынок такси на грани коллапса — цены на новые автомобили за три года выросли вдвое, лизинговые ставки превышают 30% годовых, а доступ к кредитам практически закрыт. Дополнительное бремя накладывает новый порядок расчета НДС, а недавно власти заговорили о полном запрете мигрантов в этой сфере. Чем все это грозит пассажирам, и как отразится на ценах — разбираемся в нашем материале.
Содержание

Компаниям могут запретить нанимать мигрантов

В начале августа Минтруд предложил не нанимать в сферу услуг мигрантов, не владеющих русским языком. Идея понятна: продавец, водитель, медик должны уметь общаться с клиентом. Но не станет ли это последней каплей для рынка такси, который и так с трудом держится на плаву?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сейчас иностранцы, приезжающие по квоте, освобождены от экзамена по русскому языку, но в ведомстве считают, что это правило нужно пересмотреть «для повышения качества услуг». В 2025 году квота составит почти 235 тысяч разрешений, но 94% этих мест отдадут рабочим на заводы и стройки. На такси останутся крохи.

Тем временем региональные власти уже вводят точечные запреты. На прошлой неделе Санкт-Петербург полностью запретил иностранцам работать в такси по патентам до конца 2025 года. Компаниям дали три месяца на то, чтобы попрощаться с нынешними водителями и найти новых. Аналогичные меры действуют более чем в десяти регионах. Власти таким способом хотят повысить безопасность перевозок, и освободить рабочие места для россиян. Инициативу поддержал депутат Госдумы Михаил Матвеев и предложил сделать запрет федеральным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр предупреждает: уже сейчас из-за недостатка водителей не все машины выходят на линию. Если закручивать гайки и дальше, цены улетят еще выше. «Россияне в такси работать все равно не пойдут. Это должно по-другому решаться», считает эксперт. Автоюрист Лев Воропаев добавляет, что в условиях низкой безработицы рабочие руки нужны всем, и такси — не исключение. По его мнению, запрет не приведет к притоку местных водителей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Налоговая нагрузка на отрасль растет

Вместе с кадровым голодом на отрасль давят налоги. С сентября 2024 года в дополнение к ОСАГО для такси стало обязательным страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Но настоящий «контрольный выстрел» произошел 1 января 2025-го. Речь идет о новом порядке расчета НДС для бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения (УСН).

«Ситуация в отрасли такси усугубилась введением c 1 января 2025 года нового порядка расчета НДС для бизнеса на упрощенную систему налогообложения (УСН). Причем применить "вычет" для входящего НДС они не могут», рассказал председатель союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев.

Так, по закону вернуть часть налога можно с затратных статей расходов — это топливо, запчасти, лизинг и другие траты. Однако, как рассказали в пресс-службе агрегатора такси «Максим», вычет доступен только «классическим» таксопаркам, которые владеют автопарком, нанимают водителей в штат и выполняют полный цикл легковых перевозок. Таких компаний в стране почти нет. На практике большинство игроков рынка лишь сдают автомобили в аренду индивидуальным предпринимателям или самозанятым, а в этой схеме действующая налоговая система не позволяет вычитать входящий НДС.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

«Предприятия, работающие с отрицательным денежным потоком, вынуждены перечислять в бюджет до 10% оборота. Фактически отрасль платит налог с убытка, что подрывает способность обслуживать уже заключенные лизинговые и кредитные договоры», — говорит председатель Общественного совета по развитию такси (ОСРТ) Ирина Зарипова.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В августе ОСРТ обратился в Минэкономразвития и Минфин с просьбой снизить НДС на 50%, как это сделали в общепите. Без этого, предупреждают участники рынка, отрасль ждут массовые банкротства, дробление бизнеса и уход в серую зону. По оценкам таксопарка «Авеню Групп», сегодня под ударом оказались автопредприятия с парком более 50 машин и годовой выручкой свыше 60 млн рублей.

Если такси уйдет в серую зону, доходы бюджетов всех уровней снизятся. Там, где нет контроля, больше аварий, меньше ответственности и выше цены. Доступный транспорт может превратиться в роскошь, а привычная поездка за 10 минут — в редкое и дорогое удовольствие.

В Генпрокуратуре проверят цены на такси при сбоях связи: теперь роста не будет?

Теперь без зазывал: в Москве ввели штрафы за предложение такси в аэропортах

В крупном российском городе мигрантам запретили работать в такси: сколько продлится запрет

Что сейчас происходит с ценами

В прошлом году средняя стоимость поездки на такси в России выросла до 522 рублей — это на 25% больше, чем в 2023-м, когда средний чек составлял 417 рублей, согласно исследованию банка «Русский стандарт». Однако динамика цен сильно отличается по регионам. Например, в сервисе «Максим», который работает в больших городах и агломерациях, отмечают подорожание поездок примерно на 20% за год. А по словам зампредседателя профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрея Попкова, в целом по России цены выросли почти на 50%. Он предполагает, что и в этом году они подскочат на 50%. «Способов замедлить рост цен пока нет»,считает эксперт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

На горизонте маячит еще одна серьезная проблема — локализация такси с 1 марта 2026 года. «Принудительный перевод автомобилей на продукцию "АвтоВАЗа" станет причиной роста тарифов в официальных сервисах такси не меньше, чем на треть. Водителям потребуется машина с подушками безопасности, а в базовой Lada Vesta за 1,6 млн рублей их нет. Соответственно, придется закупать машины за более 2 млн рублей», — пояснил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. А это значит, что те водители, которые не смогут позволить себе такие машины, станут «бомбилами», а остальные таксопарки будут вынуждены серьезно повысить тарифы.

Рынок такси в России балансирует на грани серьезного кризиса. Дефицит водителей и рост налогов уже сегодня ставят под угрозу доступность и безопасность перевозок. В итоге все это отражается на простых россиянах, которые вынуждены платить больше. Без срочных мер поддержки кризис затронет не только отрасль, но и повседневную жизнь миллионов людей.