В начале августа Минтруд предложил не нанимать в сферу услуг мигрантов, не владеющих русским языком. Идея понятна: продавец, водитель, медик должны уметь общаться с клиентом. Но не станет ли это последней каплей для рынка такси, который и так с трудом держится на плаву?
Дорого и опасно для жизни: почему такси в России становится роскошью?

Компаниям могут запретить нанимать мигрантов
Сейчас иностранцы, приезжающие по квоте, освобождены от экзамена по русскому языку, но в ведомстве считают, что это правило нужно пересмотреть «для повышения качества услуг». В 2025 году квота составит почти 235 тысяч разрешений, но 94% этих мест отдадут рабочим на заводы и стройки. На такси останутся крохи.
Тем временем региональные власти уже вводят точечные запреты. На прошлой неделе Санкт-Петербург полностью запретил иностранцам работать в такси по патентам до конца 2025 года. Компаниям дали три месяца на то, чтобы попрощаться с нынешними водителями и найти новых. Аналогичные меры действуют более чем в десяти регионах. Власти таким способом хотят повысить безопасность перевозок, и освободить рабочие места для россиян. Инициативу поддержал депутат Госдумы Михаил Матвеев и предложил сделать запрет федеральным.

Вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр предупреждает: уже сейчас из-за недостатка водителей не все машины выходят на линию. Если закручивать гайки и дальше, цены улетят еще выше. «Россияне в такси работать все равно не пойдут. Это должно по-другому решаться», — считает эксперт. Автоюрист Лев Воропаев добавляет, что в условиях низкой безработицы рабочие руки нужны всем, и такси — не исключение. По его мнению, запрет не приведет к притоку местных водителей.
Налоговая нагрузка на отрасль растет
Вместе с кадровым голодом на отрасль давят налоги. С сентября 2024 года в дополнение к ОСАГО для такси стало обязательным страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Но настоящий «контрольный выстрел» произошел 1 января 2025-го. Речь идет о новом порядке расчета НДС для бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения (УСН).
«Ситуация в отрасли такси усугубилась введением c 1 января 2025 года нового порядка расчета НДС для бизнеса на упрощенную систему налогообложения (УСН). Причем применить "вычет" для входящего НДС они не могут», — рассказал председатель союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев.
Так, по закону вернуть часть налога можно с затратных статей расходов — это топливо, запчасти, лизинг и другие траты. Однако, как рассказали в пресс-службе агрегатора такси «Максим», вычет доступен только «классическим» таксопаркам, которые владеют автопарком, нанимают водителей в штат и выполняют полный цикл легковых перевозок. Таких компаний в стране почти нет. На практике большинство игроков рынка лишь сдают автомобили в аренду индивидуальным предпринимателям или самозанятым, а в этой схеме действующая налоговая система не позволяет вычитать входящий НДС.

«Предприятия, работающие с отрицательным денежным потоком, вынуждены перечислять в бюджет до 10% оборота. Фактически отрасль платит налог с убытка, что подрывает способность обслуживать уже заключенные лизинговые и кредитные договоры», — говорит председатель Общественного совета по развитию такси (ОСРТ) Ирина Зарипова.
В августе ОСРТ обратился в Минэкономразвития и Минфин с просьбой снизить НДС на 50%, как это сделали в общепите. Без этого, предупреждают участники рынка, отрасль ждут массовые банкротства, дробление бизнеса и уход в серую зону. По оценкам таксопарка «Авеню Групп», сегодня под ударом оказались автопредприятия с парком более 50 машин и годовой выручкой свыше 60 млн рублей.
Если такси уйдет в серую зону, доходы бюджетов всех уровней снизятся. Там, где нет контроля, больше аварий, меньше ответственности и выше цены. Доступный транспорт может превратиться в роскошь, а привычная поездка за 10 минут — в редкое и дорогое удовольствие.
Что сейчас происходит с ценами
В прошлом году средняя стоимость поездки на такси в России выросла до 522 рублей — это на 25% больше, чем в 2023-м, когда средний чек составлял 417 рублей, согласно исследованию банка «Русский стандарт». Однако динамика цен сильно отличается по регионам. Например, в сервисе «Максим», который работает в больших городах и агломерациях, отмечают подорожание поездок примерно на 20% за год. А по словам зампредседателя профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрея Попкова, в целом по России цены выросли почти на 50%. Он предполагает, что и в этом году они подскочат на 50%. «Способов замедлить рост цен пока нет», — считает эксперт.

На горизонте маячит еще одна серьезная проблема — локализация такси с 1 марта 2026 года. «Принудительный перевод автомобилей на продукцию "АвтоВАЗа" станет причиной роста тарифов в официальных сервисах такси не меньше, чем на треть. Водителям потребуется машина с подушками безопасности, а в базовой Lada Vesta за 1,6 млн рублей их нет. Соответственно, придется закупать машины за более 2 млн рублей», — пояснил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. А это значит, что те водители, которые не смогут позволить себе такие машины, станут «бомбилами», а остальные таксопарки будут вынуждены серьезно повысить тарифы.
Рынок такси в России балансирует на грани серьезного кризиса. Дефицит водителей и рост налогов уже сегодня ставят под угрозу доступность и безопасность перевозок. В итоге все это отражается на простых россиянах, которые вынуждены платить больше. Без срочных мер поддержки кризис затронет не только отрасль, но и повседневную жизнь миллионов людей.