Стартап―патриот: как фаундеры строят бизнес и привлекают инвестиции в России

За последние месяцы в нашей стране изменился контекст ведения бизнеса, усложнилось международное сотрудничество, критически снизился уровень иностранных инвестиций — 74% предпринимателей уже ощутили влияние сложившейся ситуации на свою компанию. Стартапам пришлось определяться: искать ли возможности развития в России или же идти по пути релокации команды и фокусировки на иностранных рынках.
Стартап―патриот: как фаундеры строят бизнес и привлекают инвестиции в России
freepik.com
Яков Ахмадуллин, основатель сервиса Getarent, рассказал, как нашел свою нишу, привлек инвестиции в кризис и почему сделал выбор в пользу отечественного рынка.
Содержание статьи

Как удалось найти идею для стартапа

Идея сервиса посуточной аренды автомобилей родилась из личного опыта путешествий по России. Раньше приходилось тратить несколько часов, чтобы забронировать машину: классические прокатные компании не отвечали на звонки, не располагали свободным транспортом или требовали высокий залог, который часто превышал стоимость самой аренды. Все это создавало проблемы для меня как для клиента. И мы решили создать продукт, который будет одинаково удобен для двух сторон — клиента и арендодателя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мысль взять за основу стартапа шеринговую бизнес-модель показалась привлекательной. Шеринг (от англ. to share — делиться) — популярная альтернатива личному владению вещей. Объем услуг совместного потребления во всем мире к 2025 году превысит 335 млрд долларов. С развитием технологий делиться чем-либо (или пользоваться услугами) стало еще проще. Через различные онлайн-сервисы можно сдать временно пустующее жилье или заполнить свободные места в машине, взяв с собой попутчиков.

Мы изучили зарубежный опыт аналогичных компаний и придумали, как адаптировать идею на отечественном рынке. Пришлось провести сотни интервью с предпринимателями и частными лицами в России, кто уже сдавал свой автомобиль в аренду. Мы анализировали ответы и выявляли страхи — это помогло сформировать предложение.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Так был создан Getarent — сервис бронирования автомобилей, которые можно использовать для длительных поездок. Он выгоден для всех участников процесса: автовладелец зарабатывает на безопасной сдаче автомобиля через сервис или может создать собственный бизнес с нами, а арендатор получает машину от проверенного владельца, гарантированный сервис и помощь на дорогах.

Выход на международный уровень зависит от естественного роста проекта

Создавая Getarent, мы ориентировались в первую очередь на российского потребителя. Российский рынок составляет всего 3% от мирового, но все равно остается достаточно большим и перспективным. Например, ниши FoodTech и сервисов доставки продуктов и товаров достигают многомиллиардных оборотов. В частности, у СберМаркета в 2021 году эта цифра составила 58,6 млрд рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Принимать решение о релокации в связи с неопределенностью в России бессмысленно. Это не первый кризис в стране. К тому же после ухода иностранных компаний с российского рынка наблюдается значительное снижение конкуренции во многих сферах. Главное — увидеть эти возможности.

На международную арену целесообразно выходить бизнесменам с уже хорошим предпринимательским опытом. Когда компания реализовала свои возможности в пределах одной страны, освоение международных рынков становится логичным развитием. В стартапах мирового масштаба малейшая ошибка может оказаться критической. Чтобы понимать логику поведения клиентов, сотрудников и партнеров, необходимо учитывать множество факторов, в том числе национальные особенности и менталитет страны.

Когда компания «Яндекс.Лавка» запускала свой международный сервис быстрой доставки еды Yango Deli (Израиль, Франция и Великобритания), они учитывали, что требования к хранению продуктов в Лондоне отличаются от российских, а в Израиле разрешены поставки алкоголя и сигарет на дом. Возможно, последняя особенность повлияла и на размер среднего чека, который оказался в 2,5 раза выше, чем в России. Все это, наряду с отличиями в законодательстве, влияет на формат бизнес-процессов. И это лишь единичные примеры. В действительности необходимо изучить десятки нюансов, чтобы полностью подготовить проект под новый рынок. И новичкам это может оказаться не по силам.

Как привлечь инвестиции в кризис

Бизнес-среда развивает не только предпринимательское мышление, но и открывает возможности для знакомства с людьми, заинтересованными в финансировании перспективных проектов. Поэтому при поиске инвесторов прежде всего следует обратить внимание на круг знакомых предпринимателей. Важно уметь грамотно и убедительно презентовать им собственный продукт, ведь часто именно бизнес-ангелы (частные инвесторы) обеспечивают финансовую, экспертную и менторскую поддержку начинающим стартапам. И могут вложиться в проект даже на стадии идеи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Getarent был запущен на личные средства CEO стартапа в июне 2021 года. В марте 2022 удалось привлечь инвестиции от бизнес-ангелов и это позволило масштабировать проект до федерального уровня. Возможность забронировать или сдать в аренду автомобиль через сервис появилась не только в Краснодаре, Сочи, Анапе и Калининграде, но и в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас наращиваем базу клиентов, улучшаем сервис и планируем присутствие во всех крупных городах России, в том числе туристических центрах.

До событий первого квартала этого года многие инвестиционные фонды успешно вкладывали средства в стартапы, в том числе в российские. Геополитическая турбулентность, безусловно, повлияла на «самочувствие» как стартапов, так и инвестиционных фондов. Фандрайзинг за рубежом стал практически невозможен. Многие фонды решили не вкладывать деньги в российские стартапы. В целом, во всем мире финансирование в новые проекты сократилось на 19% до $144 млрд — относительно конца 2021 года. Однако совсем не рассматривать этот вариант привлечения инвестиций не стоит. Часть фондов всё равно останется в России (в том числе корпоративные) и будет фокусироваться на отечественных стартапах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существует большое количество и других источников для поиска инвесторов. Это могут быть телеграм-каналы о стартапах (например, TheEdinorog), деловые СМИ, базы инвесторов, по которым можно сделать рассылку питча о проекте, акселераторы или бизнес-школы, в которых каждый предприниматель имеет возможность презентовать продукт.

Инвесторы на отечественном рынке интересуются любыми проектами, которые способны генерировать выручку. При этом город старта вашего бизнеса не имеет принципиального значения. Например, сервис по картографии 2ГИС, который на сегодняшний день известен по всей России, начинал развиваться в Новосибирске. Покажите, что продукт востребован и скорее всего вы заинтересуете потенциального инвестора.

Что делать начинающим стартаперам?

В период экономической нестабильности не стоит забывать, что неопределенность рано или поздно пройдет. В процессе могут возникать сложности — уже сейчас меняются рынки и падает покупательский спрос. Однако люди никогда не перестанут покупать товары или пользоваться услугами. Потребительские привычки, на которые влияет множество факторов, тоже не изменятся в одно мгновение. И пока вы сомневаетесь, запускать проект или нет, кто-то более смелый реализует похожие идеи.

Несколько советов для тех, кто хочет начать свой проект

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Учитывайте экономическую ситуацию при поиске идеи

В кризисный период основной проблемой населения становится недостаток денег. Придумав, как помочь людям заработать, вы не только закроете потребности в улучшении финансового состояния, но и в разы увеличите собственную прибыль. К примеру, Getarent помогает перевести семейный автомобиль из категории пассивного владения в активное. Ваша машина «работает» на семейный бюджет, когда вы спите, отдыхаете или проводите время с семьей. Даже сдавая автомобиль всего 10 дней в месяц, можно как минимум окупить его содержание.

Расширяйте связи

Заводите знакомства с людьми, которые занимаются проектами, аналогичными вашему, или развивают бизнес в смежной сфере. Это поможет посмотреть на продукт с новой стороны, даст возможность презентовать проект другим предпринимателям и привлекать возможности для ускоренного развития компании. Например, на деловых мероприятиях зачастую можно найти партнеров, клиентов или инвесторов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Покажите, что ваша идея принесет выгоду

Это рекомендация для тех, кому впервые предстоит самостоятельный разговор с инвесторами. Поскольку они не могут разбираться во всех видах бизнеса, ваша задача ― объяснить, зачем вкладывать средства именно в ваш проект. Научитесь убеждать, что идея, которую вы предлагаете, перспективна и может принести выгоду.

Пробуйте силы в акселераторах

Бизнес-акселераторы учат фокусироваться на главном — как проверить на жизнеспособность бизнес-идею, максимально быстро вывести продукт на рынок, разобраться в вопросах предпринимательства и привлечь инвестиции. Начиная с 2019 года, выпускники акселератора Sber500 заключили 56 публичных сделок объемом 2,55 млрд рублей. Интерес инвесторов был сосредоточен в основном в сфере электронной коммерции (к вопросу о поиске идеи). Акселераторы MTS StartUp Hub и совместный проект банка «Точка» и «Иннополиса» предлагают возместить затраты на тестирование продукта, помогают повысить эффективность бизнеса, найти инвесторов и сформировать клиентскую базу. Основатели Getarent на данном этапе приняли решение не подавать заявку в акселераторы, но это все равно остается рабочим инструментом для погружения в современное бизнес-комьюнити.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Используйте все возможности для поддержки бизнеса

При поиске финансирования на развитие компании можно обратить внимание на программы помощи малому и среднему бизнесу, государственные гранты и субсидии. Есть возможность получения бесплатных консультаций от юристов и экспертов различных отраслей, которую предлагает Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса. Помимо финансовой помощи существуют ресурсы для информационной осведомленности предпринимателей. Например, материалы и антикризисные программы Школы управления «Сколково».