В 2025 году в России был зафиксирован всплеск интереса к безалкогольным напиткам, что подтверждается данными как от рестораторов, так и от крупных розничных сетей.
Кошелек против градуса: почему россияне массово переходят на безалкогольное вино и пиво

Как сообщает ТАСС со ссылкой на исследование сети «О’Кей», самой быстрорастущей товарной категорией стало безалкогольное вино, спрос на которое увеличился на 53,5% по сравнению с предыдущим годом. Не отстает и безалкогольное пиво: за период с января по октябрь 2025 года его продажи выросли на 21,1%.

Похожие показатели зафиксировали и в группе «Лента», где за девять месяцев продажи безалкогольного вина подскочили на 60%, а пива — на 40%. В ответ на растущий спрос ретейлер расширил ассортимент этих категорий на 50% и 40% соответственно. Несмотря на такую динамику, доля безалкогольного вина в общем объеме винных продаж пока составляет около 1%, а пива — не более 7%.
Как заявил президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, одна из причин этой тенденции – в стремлении молодежи к здоровому образу жизни. Другой немаловажный фактор — экономический. Введение акцизов сделало импортный алкоголь более дорогим, что могло заставить часть посетителей ресторанов отказаться от его заказа из-за нехватки средств.
Кроме того, современные технологии производства позволили значительно улучшить вкус безалкогольных вин.
«Использование центрифуги, которая отделяет спирт за счет разности плотности, позволяет сохранить свежесть и вкус напитка, в отличие от устаревшего метода выпаривания», — пояснил Игорь Бухаров.
По его словам, это делает продукт привлекательным для широкой аудитории, включая жителей регионов, где алкоголь не приветствуется по культурным соображениям, но сохраняется желание участвовать в социальных ритуалах.

Изменение потребительских привычек прослеживается и в других категориях товаров. Исследование «О’Кей» показало рост спроса на:
- товары для интерьера на 20,8%
- на кондитерские изделия — на 18,1%
- на продукты для здорового и спортивного питания — на 16,3%
Среди неожиданных лидеров роста оказались очищенные семена тыквы, продажи которых увеличились в семь раз, что аналитики связывают с популярностью суперфудов. Также значительно вырос интерес к охлажденной радужной форели, продажи которой увеличились на 78,1%, и к ароматизированному молотому кофе, показавшему рост на 62,4%.
В то же время покупатели стали осторожнее относиться к непродовольственным товарам, что отразилось на снижении продаж текстиля на 26% и бытовой техники на 23% по сравнению с прошлым годом. Спрос на товары для новорожденных также сократился на 20%.
Однако в онлайн-сегменте наблюдается обратная тенденция в детских товарах: за десять месяцев покупки одежды через интернет выросли в два раза, а обуви — более чем в полтора раза.
В целом покупательская активность в течение года следовала сезонным трендам: пик пришелся на март, показав рост на 10% к январю, а следующий подъем наблюдался в августе перед учебным годом. В летние месяцы, в сезон отпусков, продажи традиционно снижались на 5-10% относительно начала года.
